Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: А А А Обычная версия
+7 (4872) 36-77-96
ГУК ТО "Тульская областная филармония"
Тула, пр-т Ленина, 51
Версия для слабовидящих
Купить билеты онлайн
24
Июля
2017
Шаг навстречу Филиалы филармонии в Одоеве и Дубне
20
Июля
2017
Шаг навстречу Тульская филармония продолжает вести переговоры об открытии в районах Тульской области филиалов филармонии
17
Июля
2017
Шаг навстречу Достигнута договоренность об открытии в п. Куркино филиала  филармонии
Узнайте первыми о концертах
Очерки

 


вместеярче
Телефон доверия

Работа в России

Памятные даты

Культурный навигатор
Регионы
Услуги
Министерство
 
Минкульт
 
Правовая инфорация
 
 
 

Он из джаза

«Прошу принять меня на работу в качестве пианиста – муз. руководителя ансамбля «Да и Нет» - с этой фразы начинается работа в Тульской областной филармонии одного из ярчайших представителей джаза в СССР и России – Анатолия Ошеровича Кролла.

Анатолий Ошерович Кролл родился в 1943 году в Челябинске. Анатолий Ошерович увлекся музыкой в очень раннем возрасте. Талантливый пианист смог поступить в музыкальное училище Челябинска даже без предварительной подготовки в музыкальной школе, но увлечение "западной музыкой" сыграло с ним злую шутку, и под давлением со стороны руководства училища Анатолий Кролл был вынужден покинуть учебное заведение.

                      

Спустя некоторое время его взяли на работу в инструментальный квартет Челябинской филармонии в возрасте 15 лет, где он проработал один год, после чего меньше года проработал в Ульяновской филармонии, а затем переехал в Ташкент в надежде играть свой любимый джаз, где в то время образовался эстрадный коллектив из русскоязычных музыкантов. Коллектив также стихийно распался, как и образовался, но семнадцатилетнего Анатолия Ошеровича успели отметить, как талантливого музыканта и ему поступило предложение стать музыкальным руководителем и главным дирижером Государственного эстрадного оркестра Узбекистана. Следующие три года Кролл работал в оркестре, пытаясь «оджазировать» узбекскую музыку, но его стремления не нашли поддержки у руководства филармонии.


В 1962 году во время гастролей оркестра в Минске, Кролла приглашают создать эстрадный оркестр Белоруссии. Уйдя со скандалом из узбекского оркестра, Кролл покупает билеты в Минск, но ему приходит телеграмма: «В связи с несогласованием штата с министерством культуры Белоруссии организация оркестра временно откладывается». Позднее Кролл узнает, что на пленуме Союза Композиторов в Москве «очень нелицеприятно выразились по поводу джаза», и ему будет предложено подождать.

Именно в это время Анатолию Кроллу пишет Владимир Макаров - туляк, с которым Кролл познакомился во время работы Ташкенте: «Толя! В Туле потрясающая филармония! Приезжай! Директор создаст все условия». Кролл признается, что это заявление подтвердилось на все сто процентов. Параллельно с письмами Макарова Анатолию Ошеровичу поступает предложение пойти дирижером в московский Мьюзик-холл, но его выбор останавливается на Туле.

Анатолий Кролл проработал в Тульской областной филармонии с 1962 по 1970 годы.

                        

В личном деле Анатолия Ошеровича в архиве филармонии сохранилась характеристика, подписанная директором филармонии, секретарем парторганизации и председателем месткома.

 

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А

на художественного руководителя эстрадного оркестра

КРОЛЛА Анатолия Ошеровича

КРОЛЛ Анатолий Ошерович, 1943 года рождения.

Работает в Тульской областной филармонии с 1962 года. Руководит эстрадным оркестром филармонии

Творческий одаренный человек, энергичный. Пользуется авторитетом в коллективе.

Коллектив оркестра под руководством Кролла значительно вырос, превратившись в солидный гастрольный эстрадный оркестр, который пользуется хорошим авторитетом среди руководства филармоний РСФСР и тепло, с положительными отзывами принимается зрителями.

В коллективе царит творческая атмосфера, проводится неустанная работа по повышению исполнительского мастерства.

Эстрадный оркестр под управлением КРОЛЛА является Лауреатом джазовых фестивалей в г.г. Таллине и Баку.

Растущий и перспективный музыкант. Дисциплинирован, требователен к себе и коллективу.

 

Анатолий Кролл зарекомендовал себя в первую очередь как профессионал, принимал участие в художественных советах филармонии.

Оркестр, созданный Кроллом в Тульской филармонии, был активно гастролирующим коллективом. В одном из интервью Кролл сказал «… директор даже давал нам возможность приехать в Москву. Мы жили в гостинице «Бухарест» и репетировали в ее конференц-зале. К нам приходила вся Москва»

Именно в Тульском оркестре Кролл наконец-то начал заниматься именно джазом. С Александром Пищиковым (тенор-саксофон), Сергеем Мартыновым (контрабас) и Юрием Генбачёвым (ударные) Кролл создал квартет в рамках оркестра и подготовил с ним программу, воссоздав имидж колтрейновского квартета. В 1967 году квартет из музыкантов оркестра поехал на фестиваль в Таллин.

«Тульский квартет Анатолия Кролла играет трехчастную композицию своего руководителя. Первая часть – «Откровение, Вторая – «Баллада», третья – «Движение». Впереди худощавый, с маленькой бородкой тенор-саксофонист Александр Пищиков. Его инструмент издает резкие, хриплые, мучительные звуки. Манера Колтрейна? Да, манера Колтрейна, но откровение Пищикова».

Этими словами описал выступление тульского квартета журналист Василий Аксёнов в статье «Простак в мире джаза, или баллада о тридцати бегемотах», опубликованной в журнале «Юность» в августе 1967 года.

Выступление имело сенсационный успех, но в то же время не обошлось без скандала. Фестиваль транслировался по телевидению и во время исполнения соло Александра Пищикова трансляция была прекращена с титром «Передача прервана по техническим причинам».

Сам Кролл в интервью в 2013 году говорил: «Конечно, Тула есть Тула, и для многих такой выбор мог показаться странным. Но молва о Тульском оркестре как о джазовой лаборатории, своеобразном джазовом университете, прокатилась повсюду». И действительно, оркестр Анатолия Ошеровича стал настоящим «джазовым университетом», где молодые исполнители учились азам джаза. Оркестр Кролла воспитал целый ряд музыкантов, ставших в последствии легендами джаза. Среди них певцы Владимир Макаров и Валентина Пономарева, саксофонисты Станислав Григорьев, Роман Кунсман, Владимир Ткалич, Александр Пищиков, тромбонист Алик Шабашов, пианисты Борис Фрумкин и Владимир Девяткин, контрабасист Игорь Кантюков, трубач Виктор (Арзу) Гуссейнов, перкуссионист Юрий Генбачев, вибрафонист Александр Куценко и многие другие.


Анатолий Кролл и Валентина Пономарёва

Но в то же время это был и начальный этап в карьере практически всех музыкантов, включая самого Кролла. Многие музыканты после ухода из оркестра Кролла присоединились к оркестру Олега Лундстрема, «ВИО-66» Юрия Саульского и других джазовым коллективам. Многие поехали в столицу, а некоторые продолжили свой музыкальный путь на родине джаза – в США.

Сам Кролл после окончания работы в Тульской филармонии сначала принял предложение руководить оркестром Эдди Рознера, который в итоге получил название «Современник». Спустя почти 20 лет оркестр прекратил существовать и Анатолий Ошерович создал другой коллектив – «МКС Биг-Бэнд», который просуществовал менее 10 лет, но внес свой значительный вклад в джазовую культуру нашей страны. А спустя несколько лет после этого, в 2004 году, Анатолий Кролл закончил РАМ им. Гнесиных, начал свою педагогическую деятельность в академии и теперь руководит джазовым оркестром «Академик-бэнд».



Возврат к списку


Наши спонсоры