Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: А А А Обычная версия
+7 (4872) 36-77-96
ГУК ТО "Тульская областная филармония"
Тула, пр-т Ленина, 51
Версия для слабовидящих
Купить билеты онлайн
15
Ноября
2017
Изменения в афише Вниманию зрителей!
Концерт, объявленный на 26 ноября 2017, отменяется
Узнайте первыми о концертах
Очерки

 

вместеярче
Телефон доверия

Работа в России

Памятные даты

Культурный навигатор
Регионы
Услуги
Министерство
 
Минкульт
 
Правовая инфорация
 
 
 

Стенограммы выступлений Иосифа Михайловского

В этот раз мы публикуем две стенограммы выступлений директора Тульской областной филармонии Иосифа Михайловского, датированные 1973 и 1975 годами. Пунктуация и орфография сохранены.



1973г. 

ТОВАРИЩИ ДЕЛЕГАТЫ 
В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на том, как решаются работниками наших творческих учреждений те большие задачи, которые поставлены перед работниками искусства XXIУ съездом партии в деле эстетического воспитания трудящихся, а также коснуться тех вопросов, решение которых, на наш взгляд, помогло бы улучшить работу в это направлении. 

За последнее время учреждения искусства значительно улучшили обслуживание трудящихся города и области, и основные плановые задания и соц. обязательства выполнены и перевыполнены. 

План театрами и филармонией области по количество спектаклей и концертов выполнен на 119,7%. В результате этого обслужено 1586 т. чел., что составляет 123% к плану. 

Особенностью театральной и концертной жизни в области стали систематические выступления коллективов перед трудящимися промышленных предприятий и труженниками села. 

Особенно хочется отметить тот факт, что сделаны серьезные сдвиги в деле культурного обслуживания тружеников села. А этот – одна из главных задач, стоящих перед работниками искусства сегодня. И мы можем с удовлетворением отметить, что работа, потребовавшая от наших организаций немало сил и энергии выполнена успешно. 

В частности коллективом нашей филармонии в 1973г. вместо запланированных 600 концертов на селе, проведено 1011 (подписано ручкой) концертов, что превысило даже взятые нами соц. обязательства на минувший год. Причем, количественные показатели не идут в ущерб качественным, о чем свидетельствую многочисленные отзывы зрителей и прессы. 

Далее. Искусство наше – одно из наиболее действенных и массовых средств воспитания трудящихся и именно поэтому повышение идейно-художественного уровня концертных программ, спектаклей – наша первейшая обязанность. И в этом направлении проделана большая работа творческими организациями: сформирован репертуар, отвечающий требованиям XXIУ съезда КПСС, создан ряд высокохудожественных спектаклей, концертных программ / в частности у нас программы «Музыка и революция», «Служу Советскому Союзу». 

Но, вместе с тем, в нашей работе немало имеется и недостатков, о чем справедливо говорилось в докладе. 

Недостатки эти касаются в основном воспитательной работы в коллективе. Дело в том, что несмотря на самое пристальное внимание, которое парторганизация, руководство филармонии уделяет вопросам воспитательной работы, в силу специфических условий нашей работы мы не всегда можем проверить эффективность воспитательной работы, не всегда можем контролировать ее в коллективах, находящихся на гастролях. И это обстоятельство приводит к тому, что ряд наших товарищей не всегда сознающих, что они являются работниками идеологического учреждения, допускают случаи поведения, несовместимого с нормами нашей морали. 

В настоящее время нами разработан комплекс мероприятий по усилению идейно-воспитательной работы, который начал уже претворяться в жизнь. План этот предусматривает и чтение специального цикла лекций для коллективов, выезжающих на гастроли / как это было проведено перед гастролями Госхора по городам Повольжья/ , и усиление контроля за проведением и эффективностью идейно-политической работы в коллективах, и установление системы отчетов руководителей коллективов, за состояние идейно-политической работы в коллективе и ряд других мероприятий, позволяющих надеяться на то, что воспитательная работа в нашем коллективе будет на должном уровне. 

Кроме того, к числу наших недостатков относится и тот факт, что мы еще недостаточно работаем с населением в плане пропаганды наших коллективов и исполнителей, не используем такие формы работы со слушателем, как зрительские конференции, обсуждение концертных программ. В основном это касается наши камерные коллективы, капеллу, музлекторий, струнный квартет, так как эстрадные коллективы в особой рекламе не нуждаются, их концерты посещаются достаточно хорошо. 

И ведь это удивительно: выступление этих самых камерных коллективов непосредственно в цехах, общежитиях, красных уголках неизменно пользуются большим успехом у зрителей, но как только дело доходит организации камерных концертов на крупных концертах площадках города /причем даже не наштх коллективов, а ведущих камерных исполнителей Союза/ так мы не знаем, как нам заполнить зал, чтобы хоть перед артистами не было стыдно. Я уже не говорю о тех убытках, которые мы при этом несем. 

Почему бы нашим многочисленным предприятиям не организовать коллективные посещения таких концертов, как это делается с театральными спектаклями. 

Видимо, надо руководителям этих предприятий больше обращать внимание на эту сторону дела, ноь ведь, к сожалению и они-то гораздо охотнее посещают эстрадные концерты, порой даже не самые качественные. 

А ведь просмотры, камерных концертов несомненно принесли бы большую пользу нашим зрителям чем посещение однообразных эстрадных концертов, с которых порой уходишь оглушенный. 

Вопрос, непосредственно связанный с вышеизложенным – вопрос об эстетическом воспитании нашей молодежи. Нас разумеется не может радовать тот факт, что из того числа немногих зрителей, посещающих не эстрадные концерты молодежь /за исключением тех, кто учится в спец. уч. заведениях/ практически отсутствует. Зато на разного рода гитарные вокально-инструментальные ансамбли – полно народу. Но ведь искусство – это не только гитары. Именно поэтому надо обратить самое серьезное внимание на эстетич. воспитание молодежи, и особенно школьного возраста. Ведь именно в школе закладываются основы всех знаний, в т.ч. и эстетич. 

А у нас – единственный предмет то в школе эстетического направления – пение, да и то педагоги пения, как правило, не слишком большие специалисты своего дела. 

Мы в свою очередь организовали в 22 школах города и области цикле музыкальных лекций-концертов, но каких трудов нам это стоило. Видимо в этом вопросе нужно принимать действенные меры. Теперь еще несколько вопросов, связанных с улучшением концертного обслуживания трудящихся, вопросы в решении которых мы обращаемся за помощью к ГК КПСС. 

1. В нашем городе совершенно отсутствует возможность для жителей в летнее время посмотреть какой-либо концерт. Согласитесь, что в жаркую погоду высидеть в душном помещении 3 часа не многие смогут. 
Поэтому-то и назрела необходимость строительства у нас зеленого театра, или просто концертной летней площадки. 
Причем, я не знаю ни одного города РСФСР, где не было бы одной, а это и несколько лотних концертных площадок. 
А у нас, в городе с почти 600-тыс. населением и огромным парком мы летом практически прекращаем в городе всю концертную деятельность и ограничиваемся лишь работой на селе. Но ведь это в корне неправильно. 
Кроме того, много интересных мероприятий было бы организовать в нашем парке, при условии наведения в нем соответствующего порядка – необходимо отремонтировать ограду, эстраду – мы смогли бы оргаизовать там массовые представления с участием ведущих советских артистов 

2. Мы обращаемя за помощью к ГК КПСС в следующем вопросе. Жители нашего города за последнее время получили хороший подарок – новое здание драматического театра и концертного зала филармонии. Теперь очередь – за детскими театрами. Наши детские театры, и прежде всего театр кукол находятся в очень тяжелом состоянии. Точнее гоовря, театр кукол находится сейчас в аварийном состоянии и работает только на выездах. Необходимо как можно скорее решить вопрос о ремонте и реконструкции театра. И сделать это надо очень хорошо, так, чтобы ребята, посещающие этот театр захотели бы еще придти туда, а для этого необходимо не только ставить хорошие спектакли, но и само звание театра, его интерьер должны быть на самом высоком уровне. 

3. И еще один вопрос о решении которого мы расчитываем на помощь ГК КПСС. Вот уже четвертый сезон наш драмтеатр работает в новом здании, к которому почему-то забыли построить подсобные помещения. И вот уже четвертый сезон театр изготовляет свои декорации в помещении филармонии, что, разумеется, мешает нормально работать театру и филармонии. 
В заключении своего выступления, разрешите мне заверить вас, от имени всех работников учреждений искусства, что мы приложим все силы для того, чтобы достигнуть еще больше успехов в деле эстетического воспитания трудящихся, в решении тех задач, которые поставила перед нами партия. 


Выступление на пленуме Центрального РК КПСС 19.XII-75 г. 
Тов. Михайловский - директор филармонии. 

Основное в деятельности филармонии - систематическая и глубокая работа, направленная на эстетическое воспитание нашей рабочей молодежи и учащихся общеобразовательных школ. Именно с этой целью нами создан большой коллектив литературно-музыкального лектория, укомплектованный талантливыми исполнителями разных сценических жанров. Мы каждодневно делаем все от нас зависящее, чтобы подлинное и высокое искусство шло навстречу труженикам прямо в цехи предприятий, в рабочие общежития и т.д. Но вся эта работа, ее успешность во многом зависит от правильного понимания её важности и нужности профсоюзными организациями заводов (ведь именно по линии профсоюзов и ведем мы всю эту работу). 

Вместо ожидаемой помощи в организации концертов творческих бригад лектория филармонии приходится то и дело преодолевать (и не всегда успешно!) сильнейшее противодействие этой работе со стороны профсоюзных организаций заводов. Объяснить причину такого отношения трудно, тем более, что ежегодно профсоюзы предприятий не используют громадные средства, выделяемые на культурные нужды. 

Препятствуя широкой пропаганде классического музыкального и литературного наследия, вольно или невольно открывают пути-дороги вокально-инструментальным ансамблям "волосатиков", которые стали настоящим бедствием профессиональной сцены и нашей самодеятельности. Эстрада заполнена этим, с позволения сказать, "искусством", которое чуждо нормальному зрителю и прямо адресовано таким же волосатикам, сидящим в зале, сотрясаемом громобойной музыкой. 

В настоящее время уже ведется в общесоюзном масштабе по линии Министерства культуры и его органов на местах серьезная борьба с этим волосатым вокально-инструментальным половодьем. К чести нашей филармонии, она имеет всего лишь один такой вокально-инструментальный ансамбль из 22 коллективов, да и тот мы постоянно держим в поле зрения и нет-нет да и приводим его в чувство. 

В этой связи сегодняшнее выступление тов. Мишустина напомнила один из эпизодов наших отношений с радиозаводом. 

Во время торжественного заседания, проходившего 7 ноября в помещении Концертного зала, я предложил Сергею Михайловичу (прошу не обижаться на меня!) программу праздничного концерта, в первом отделении которого должен был выступать Государственный хор филармонии, а во втором - эстрадные коллективы, что позволяло нам удовлетворить вкусы всех присутствующих и одновременно выступить в своем основном качестве - пропагандистов камерной музыки. 

Два часа советовался Сергей Михайлович с общественностью по поводу нашего предложения и, наконец, объявил, что общественность на это не пойдет. Тов. Дождева внесла в этот вопрос окончательную ясность: "Мы с удовольствием, но рабочие наши не поймут, поэтому просим избавить нас от хора и дать нам эстраду". 

Лишь вмешательство работников райкома партии изменило отношение к предложенной нами программе. А между тем, Государственный хор исполнил несколько произведений, которые были так хорошо поняты, что их пришлось повторить на "бис". И тогда мы услышали другое от тех же самых людей: "Отныне будем просить только хор". 

Об этом случае, товарищи, я вспомнил не ради похвал Государственному хору, а для того, чтобы показать, как глубоко и верно понимают рабочие классическую камерную музыку, как они ценят ее и с каким огромным удовольствием слушают. 

Нам бы хотелось, чтобы наши партийные и профсоюзные организации помогли творческим бригадам литературно-музыкального лектория филармонии беспрепятственно войти в заводские корпуса и общежития рабочих, чтобы развернуть широкую воспитательную работу среди молодежи. 

Не меньшие претензии у нас и к органам народного образования. Очень хотелось бы организовать во всех образовательных школах г. Тулы и области постоянно действующий музыкальный лекторий, как давно это сделано в латвийской ССР – пока единственной в стране осуществившей это доброе и нужное нашим детям дело. 

Нас постоянно спрашивают: «А как это будет связано с учебным процессом?». 

Мы не отказываемся помогать учебному процессу, и прекрасно разработанные лекции о Пушкине, Лермонтове, Достоевском и др. художниках слова, с которыми артисты филармонии выступают в школах, свидетельствуют об этом. 

Однако, мы совершенно убеждены, что основная наша задача – глубокое и серьёзное эстетическое воспитание школьников. 

По данному вопросу мы неоднократно обращались в областной и городской комитеты партии и в Облисполком. И, казалось, наметилось решение волнующего нас вопроса, когда Управлением культуры и Областным отделом народного образования было принято совместное решение о введении во всех образовательных школах специальных часов по эстетике. Беда в том, что это решение так и осталось лишь на бумаге и ни одна школа, исключая те, где мы сами с помощью шефов организовали эту работу, до сих пор не выполнила его. 

Что говорить о школе, когда нам никак не удается организовать литературно-музыкальный лекторий для студентов нашего пединститута. Им не нужны вечера камерной музыки и классической литературы, непосильна для студенческого кармана плата по 30 коп. за билет на литературную композицию по И.С. Тургеневу «Виардо», в исполнении специально приглашенного великолепного Вахтанговского театра, но эти же студенты до отказа заполняют Концертный зал, когда выступает Мичел или любой западный эстрадный коллектив, и их вовсе не смущает пятирублевая стоимость билета. 

Аналогична аргументация профсоюзных руководителей предприятий, когда речь заходит о лекции-концерте для рабочих, стоимость которой 70 рублей. Всегда оказывается, что денег на это совершенно нет, и эти же руководители профсоюзных организаций заводов находят любые деньги для организации вечеров с эстрадными концертами. 

Я просил бы партийные органы нашего района помочь нам в решении затронутых нами серьёзнейших вопросов воспитательной работы со школьниками, рабочей и студенческой молодежью. 

Мы считаем необходимым, чтобы на концертах лектория присутствовали передовики производства, для которых это будет поощрением за доблестный труд.

Партия и правительство придают огромное значение развитию художественной самодеятельности. Вот и сейчас проходит фестиваль самодеятельных коллективов всех отраслей народного хозяйства. Такое в Советском Союзе проводится впервые. 

Поражает и другое: непомерно большое место в художественной самодеятельности вокально-инструментальных ансамблей. 

Лично я считаю, что все это должно быть запрещено. В недавнем конкурсе ведущих вокально-инструментальных ансамблей, который был организован и проведен городским отделом культуры в честь ХХУ съезда КПСС, добрую половину коллективов как исполнителей нельзя было выпускать на сцену, хотя их репертуар был вполне приемлем. 

Ведь вся беда в том, что совершенно нет руководителей самодеятельных ансамблей, получивших специальную подготовку. Их нигде не готовят и не учат. 

На днях во Дворце профсоюзов я наблюдал выступление одного такого вокально-инструментального коллектива. Впечатление просто страшное и все виденное не выдерживает никакой критики. Это безобразие не только со стороны сцены, но и дома при закрытых дверях исполнять нельзя. 

Вызывает недоумение увлечение комсомольских организаций проведением всякого рода конкурсов вокально-инструментальных ансамблей и полное забвение конкурсов оркестров духовой музыки, народных инструментов, хоровых коллективов – словом, вместо того, что действительно воспитывает наше молодое поколение. 

Затронутые мною вопросы и заслуживают особого внимания еще и потом, что нас вполне справедливо упрекают зрители, да и присутствующие в этом зале, что все самодеятельные коллективы копируют профессиональных артистов. Это правильно. Мы сознаем всю ответственность в этом, и поэтому ведем в стенах филармонии всю возможную воспитательную работу с нашими артистами, но это очень непросто, так как в Туле все коллективы бывают лишь по 1-2 месяца в году, а остальное время они гастролируют по городам Советского Союза. 

И все же в каждом городе, где работает на гастролях коллектив, партийные, комсомольские и профсоюзные организации ведут необходимую воспитательную работу, для чего они связываются с ответственными работниками горкома и райкомов партии, с городскими и районными комитетами ВЛКСМ и обществом «Знание». 

Воспитательная работа ведется, но, конечно, решить в таких сложных условиях все вопросы очень трудно. И не напрасно, когда коллективы возвращаются из гастролей, нам приходится подключать к воспитательной работе и парикмахерские, и лишь затем позволять им вновь выходить на сцену. 

А вообще же тон в музыкальном громобое задают зарубежные гастролеры, борьба с которыми еще сложнее. Сознавая, что время моего выступления истекло, хочу в заключение заверить пленум нашего района, что мы приложим все силы, чтобы оправдать доверие зрителей и выполнить задачи, поставленные перед филармонией районной партийной организацией.

Возврат к списку


Наши спонсоры