Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: А А А Обычная версия
+7 (4872) 36-77-96
Тула, пр-т Ленина, 51
Версия для слабовидящих
Купить билеты онлайн
24
Мая
2017
Весенняя рапсодия 23 мая в Колонном зале Дворянского Собрания состоялся концерт «Весенняя рапсодия»
24
Мая
2017
Оркестр Белгородской филармонии выступил в Туле 23 мая в Концертном зале Тульской филармонии выступил Оркестр русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии
22
Мая
2017
Акция «Ночь музеев» в Дворянском Собрании С 20 на 21 мая Тульская областная филармония приняла участие в ежегодной Международной акции «Ночь музеев»
Узнайте первыми о концертах
Очерки

 

"Новый Рояль"
Телефон доверия

Работа в России

 

Страсть к гитаре

Концерт в Дворянском собрании

Николай Макаров родился в Костромской губернии, в детстве учился играть на скрипке. Во время службы в армии увлекся гитарой. Когда Николай Петрович впервые взял в руки инструмент, ему было 28 лет. Играл он тогда, как сам отмечает в своих воспоминаниях,«что-то неважное и нетрудное». Макаров вышел в отставку, женился и поселился недалеко от Тулы.

«И тут — словно кто вдруг уколол меня и привил мне новую страсть к гитаре. Первоклассную игру на этом инструменте сделал я целью моей жизни, за неимением другой, лучшей, более полезной. Достижению этой причудливой цели посвятил я всю мою энергию, всю настойчивость и силу воли»,— пишет Макаров.

Учиться играть на музыкальном инструменте необходимо с детства — если тебе уже около тридцати, профессионально овладеть им если не невозможно, то невероятно трудно. Макаров занимался упорно, по 10–12 часов в день, практически без выходных. Он поставил для себя цель: стать виртуозом и доказать, что гитара — самодостаточный концертный инструмент. Он сам писал музыку для гитары — и для того, чтобы делать это более профессионально, брал уроки гармонии у дирижера оркестра Большого театра, чеха Иоганниса. Познакомился и стал дружить с А. С. Даргомыжским — кстати, тоже нашим земляком.

Первый концерт Макарова состоялся в 1841 году в Туле, в зале Дворянского собрания, где он сыграл первую часть 3-го концерта М. Джулиани. В 1852 году Макаров отправился за границу — там он встречается с крупнейшими гитаристами Европы: Цани ди Ферранти, М. Каркасси, Н. Костом, Й. К. Мертцем, гитарным мастером И. Шерцером.

37 конкурентов

В 1856 году Макаров пытался на родине организовать Всероссийский конкурс гитаристов, однако его инициатива широкой поддержки не нашла — к Макарову в российском обществе относились неоднозначно, к тому же гитарное искусство в те годы находилось в состоянии упадка. Эту идею удалось воплотить, но за границей, в столице Бельгии Брюсселе. В 1856 году на средства Н. П. Макарова был организован I Международный конкурс на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент. О результатах конкурса пишет петербургский «Музыкальный и театральный вестник» (1856):

«Окончательное заседание конкурса, назначенного известным любителем-артистом г. Макаровым, было 28-го ноября. Конкурентов было 37. Представленных на конкурс сочинений для гитары — 64. Инструментов — 7.

Первою премиею в 800 франков увенчано Концертино, соч. И.- К. Мертца, незадолго перед тем умершего в Вене. Второю премиею в 500 франков — Большая серенада, соч. профессора гитары в Париже Н. Коста.

Из семи присланных на конкурс инструментов первою премиею в 800 франков увенчана гитара венского мастера Шерцера, второю премиею в 500 франков — гитара петербургского мастера Архузена».

Макаров остался в истории не только как музыкант и благотворитель, продвигавший гитару. Он составил несколько словарей, в том числе — французско-русский и немецко-русский (оба выдержали несколько изданий, известно, что одним из них постоянно пользовался В. И. Ленин). И именно Макаров написал слова к известному романсу А. Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик».

Авторство установят в Москве

Портрет Н. П. Макарова Тульской областной филармонии подарили его потомки. Однажды на одном из официальных мероприятий к министру культуры и туризма Тульской области Татьяне Рыбкиной подошел директор группы компаний «Содружество» Михаил Пеньков. Он рассказал, что его семья имеет прямое отношение к роду Макаровых, хранит его портрет, написанный в конце XIX века,— и признался, что хотел бы передать полотно в дар Туле, где состоялся первый концерт гитариста-виртуоза.

В тот момент портрет находился у матери Михаила, живущей в Донецке. Для того чтобы доставить его в Тулу, необходимо было оформить множество документов. Встреча мамы Михаила, Татьяны Вадимовны Пеньковой, и сотрудника филармонии, как и планировалось, состоялась в Таганроге. Однако вывезти портрет удалось не сразу, его задержали таможенники: оказалось, что работе более 100 лет, а это значит, что требуются дополнительные бумаги.

— Мы благодарны сотрудникам таможенного поста в Таганроге — они пошли нам навстречу и помогли в кратчайшие сроки подготовить нужные документы,— говорит художественный руководитель Тульской областной филармонии Елена Руднева.— Портрет благополучно прибыл в Тулу. Мы его увидели — и были поражены. Позвонили Михаилу Пенькову — и он подтвердил наши предположения: не исключено, что автор работы — Илья Репин. Это вполне вероятно: в воспоминаниях есть упоминание о том, что портрет Макарова в период его пребывания в Санкт-Петербурге писал какой-то очень известный художник…

Окончательно установить авторство можно только с помощью специалистов. На холсте есть подпись, но разобрать ее невооруженным глазом невозможно. На днях фотографию портрета отправили сотрудникам Государственной Третьяковской галереи, через несколько дней в Москву на экспертизу отвезут и само полотно. Искусствоведы проведут исследования на предмет авторства, а также оценят состояние картины и назовут приблизительную сумму, необходимую для ее реставрации. К сожалению, она не в лучшем состоянии: лакокрасочный слой осыпается, есть повреждения холста. После реставрации портрет Макарова будет размещен там, где ему и полагается быть: в Доме Дворянского собрания…

Тульский гитарист, композитор, исследователь истории русской национальной гитарной школы Сергей Руднев давно занимается изучением творческого наследия Николая Макарова.

— Конкурс в Брюсселе, который Макаров организовал,— важный этап в истории развития гитарного искусства,— убежден Сергей.— А изданную им в 1874 году книгу «Несколько правил высшей гитарной игры» я бы советовал прочитать современным музыкантам — в ней есть полезные рекомендации, которые могут помочь гитаристам в преодолении технических трудностей. Русская гитарная школа XIX века дала много талантливых имен — к сожалению, сегодня об этом мало кто знает…

Последние годы жизни Николай Петрович Макаров провел в селе Фунтиково-Рождествено, располагавшемся где-то между Тулой и Москвой, недалеко от железной дороги. Его гитарная деятельность была забыта.

Умер Макаров там же в 1890 году восьмидесяти лет от роду. Этого села уже нет, и где именно захоронен русский гитарист-виртуоз,никто не знает.

По материалам МК.


Возврат к списку


Наши спонсоры