Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: А А А Обычная версия
+7 (4872) 36-77-96
ГУК ТО "Тульская областная филармония"
Тула, пр-т Ленина, 51
Версия для слабовидящих
Купить билеты онлайн
Узнайте первыми о концертах
Очерки

 

Независимая оценка

вместеярче
Телефон доверия

Работа в России

Памятные даты

Культурный навигатор
Регионы
Услуги
Министерство
 
Минкульт
 
Правовая инфорация
 
 
 

Тульская областная филармония. В диалоге со зрителем

Тульская областная  филармония.  В диалоге со зрителем

24.11.2017
Автор: Ирина Скибинская
Фото: Александра Колесника и из архива ТОФ

Незабытые имена

В праздничной программе – выступление старейшего коллектива филармонии, Тульского государственного хора, которому в будущем году исполнится 75 лет, и самого молодого, Тульского симфонического оркестра, созданного в этом году. Символично: сохранение традиций – и устремленность в будущее… 
Немного истории. Для Тульской областной филармонии она началась 80 лет назад. В 30-е годы прошлого века советское государство решило упорядочить деятельность многочисленных концертных агентств, появившихся в период НЭПа. В Туле концертное бюро при областном управлении по делам искусств было создано в 1937 году, его первый сезон открылся концертами 25-летнего, но уже очень известного пианиста Якова Флиера и популярного эстрадного супружеского дуэта: Клавдия Шульженко – куплетист Владимир Коралли. 
Через два года бюро преобразовали в филармонию. В Государственном архиве Тульской области сохранились уникальные документы: постановление оргкомитета Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 5 мая 1939 года о создании филармонии, а также черновик с подробным планом действий и смета. В черновике, в том числе, говорилось об организации симфонического оркестра и ансамбля песни и пляски, о расширении работы эстрадного сектора и гастрольной деятельности… 
В начале Великой Отечественной вой- ны тульская филармония была закрыта, но ее артисты продолжали работать – они выступали в госпиталях, военных частях и училищах. После войны филармония начала строиться заново – дальнейшая ее история была связана с именами замечательных людей, благодаря которым развивалась музыкальная жизнь Тулы. Прежде всего – с именем народного артиста РСФСР Иосифа Александровича Михайловского, возглавлявшего Тульскую областную филармонию с 1957 по 1993 год, и заслуженного работника культуры РФ Генриха Самойловича Гиндеса, который был художественным руководителем ТОФ с 1993 по 2003 год… 
Один из старейших сотрудников Тульской областной филармонии, отметивший в прошлом году свой личный 80-летний юбилей, заместитель директора по работе концертного зала Владимир Михайлович Зварич вспоминает: 
- Я пришел на работу в филармонию в 1994 году по приглашению Генриха Самойловича. Был кризис, нелегкие времена, а он поставил передо мной задачу довести количество концертов в зале с 4-х до 20-ти в месяц. Тогда на сцене концертного зала в основном выступали гастролеры, а наши артисты ездили с концертами по области. Мы запустили программу «Тульские имена», благодаря которой публика заново открыла и полюбила талантливых тульских исполнителей. И одновременно стали расширять контакты с известными российскими артистами и приглашать их в наш город… 
Владимир Михайлович показывает фотографии известных гастролеров, приезжавших в Тулу. По его опыту, чем больше талант артиста, тем он скромнее и проще в общении. 
- Елена Образцова – прекрасная женщина, скромная, никаких капризов, - рассказывает он. - А Вероника Дударова? Ей было уже 80 лет, когда она приехала со своим оркестром в наш город. Я ей помогал по лестнице подняться, на репетиции она дирижировала, сидя на стуле. А на концерте встала за пульт – и так работала, будто молодая, и со здоровьем всё нормально. Вот это профессионал!.. 

Девиз: «Мы можем всё»

В юбилейные дни без воспоминаний не обойтись. Сотрудники филармонии в течение года на официальном сайте ТОФ регулярно выкладывали фрагменты исторических документов и мемуаров, раритетных фотографий и старых афиш. В создании виртуального сериала принимали участие не только сотрудники филармонии, но и зрители самых разных поколений. 
Что такое Тульская областная филармония сегодня? Директор ТОФ Елена Руднева отвечает: «Профессионализм, молодость, динамичное развитие, но прежде всего – атмосфера общения». 
- Наш сегодняшний девиз – «Мы можем всё», - подчеркивает Елена Юрьевна. - Мы работаем в самых разных форматах: большие и камерные концерты, музыкальные кафе-гостиные, концерты-квесты, концерты-экскурсии… За последние пять лет посещаемость филармонических программ с участием тульских артистов выросла в два раза. Очень важно, что к нам, в том числе и на академические концерты, всё активнее приходит молодежь, вырос процент электронных продаж билетов. В этом есть заслуга пиар-отдела, в котором сегодня работают молодые креативные ребята. Но дело, конечно, не только в этом. Мы удовлетворяем запросы зрителей разных категорий и эстетических вкусов, предлагая при этом продукт самого высокого профессионального качества… 
Масштабные преобразования в Тульской областной филармонии начались с ремонта основного здания и реставрации переданного ТОФ здания Дворянского собрания. В филармонии появились дополнительные помещения для расширения репетиционной базы и, что очень важно, – новые концертные площадки. Однако филармония давно вышла за рамки и этих двух зданий: она создает в регионе живую художественную среду, в которой доступ к профессиональной музыкальной культуре открыт каждому. 
«Шаг навстречу» – один из стартовавших в этом году проектов. Его цель – создание выездных концертных площадок в районах. В настоящее время ТОФ работает с Венёвским, Одоевским, Дубенским, Узловским, Куркинским и Заокским районами. В проекте участвуют программы, подготовленные для основной филармонической сцены. 
Проект «Виртуальный кинозал», в рамках которого транслируются концерты известных исполнителей из лучших залов страны в режиме реального времени. Социальные концерты в Дворянском собрании, адресованные пожилым и малоимущим людям. Цикл органных концертов в католическом храме св. Петра и Павла, организованный совместно с тульским католическим приходом и благотворительным фондом «Искусство добра»… Все филармонические проекты успешно работают, так отвечают запросам разных категорий зрителей. 

Приглашенные худруки

Артисты и коллективы востребованы – в таком жестком ритме они, кажется, не работали никогда раньше. За месяц в двух зданиях ТОФ проходит до 40–45 мероприятий, что еще два года назад казалось совершенно немыслимым. 
Одно из важнейших событий последнего времени – создание Тульского симфонического оркестра, открывающее для филармонии новые творческие возможности. Дебют оркестра состоялся меньше двух месяцев назад, но уже сегодня в его биографии – три выступления на престижных столичных концертных площадках. Судя по всему, новый коллектив не ограничится запланированными девятью концертами в этом сезоне… 
Некоторых смущает, что два самых больших коллектива филармонии – симфонический оркестр и государственный хор – возглавили не туляки: лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры Владислав Лаврик и лауреат премии Москвы, профессор Александр Соловьёв. 
- Приглашенные художественные руководители и дирижеры – это сегодня обычная практика, - объясняет Елена Руднева. - Их опыт, профессиональный авторитет, творческие связи – для нас это очень важно. Сегодня тульские коллективы участвуют в программах федерального уровня и реализуют интереснейшие проекты с участием известных исполнителей… 
И еще: в филармонии стала звучать современная академическая музыка (опера-оратория «Бабий Яр» Д. Кривицкого, премьера оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова», «Солдатский реквием» В. Дашкевича), причем концерты проходят с аншлагом. Тула станет участником большого Всероссийского фестиваля «Запечатленный ангел», посвященного 85-летию нашего земляка Родиона Щедрина. К фестивалю филармония готовит программу на основе музыки Щедрина и сказки Ершова «Конёк-горбунок» с участием госхора, симфонического оркестра, фольклорного ансамбля «Услада»; чтец и режиссёр – Пётр Татарицкий (Москва). 

Музыка без границ

- Образ современной филармонии отличается от прежнего, и он отвечает требованиям времени, - считает заместитель директора ТОФ, курирующий классическое направление, заслуженный артист РФ, пианист Яков Соловьев. - Мы давно отказались от старой советской концертной практики, когда исполнители обязаны были, как мы тогда шутили, доехать до каждой фермы, чтобы оплодотворить коров классической музыкой. При этом мы стараемся быть открытыми и доступными для каждого. Как однажды сказал Михаил Плетнев, классическая музыка – это элитарное искусство, но элита – это не только тот, кто живет в столице и ходит на концерты в консерваторию. Человек может жить в сельской местности, но искренне любить музыку и тянуться к культуре. Что же касается нас, исполнителей, сегодня в тульской филармонии присутствует свобода творчества и возможность реализовать себя в разных качествах… 
Яков Соловьев рассказывает об одном из успешных филармонических проектов – фестивале классической музыки «Музыкальное лето в Поленово», в котором участвуют, в том числе, известные московские исполнители. 
Мир музыки не имеет границ. И не только географических. В этом убежден заместитель директора ТОФ Алексей Симоновский – гитарист, аранжировщик, автор музыкальных программ. 
- Основные направления филармонической деятельности – академическое, фольклорно-народное, эстрадно-джазовое – сегодня существуют для нас только в качестве рабочих. По всем спектрам идет процесс интеграции, и это естественный процесс – так сейчас развивается музыкальная история. Согласитесь: еще лет тридцать назад можно было дискутировать, что более значимо: романс «Форель» Шуберта или «Yesterday» Beatles, а сейчас такой спор уже невозможен. В репертуар самых разных исполнителей и составов входит музыка любых эпох и направлений: скажем, «Танго» Астора Пьяццоллы может исполнить камерный оркестр в академическом стиле, банданионист – в стиле фолк или гитарист – в джазовом стиле. Важны интепретация, понимание, с которыми исполнитель выходит на сцену. И зритель тоже очень изменился, он стал более информированным и взыскательным. Поэтому сегодня артист – не «носитель доброго и вечного», эта советская формула перестала существовать. Артист не носитель ничего, он прежде всего – представитель профессии, вступающий в диалог со зрителем на равных… 

Возврат к списку


Наши спонсоры