Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: А А А Обычная версия
+7 (4872) 36-77-96
Тула, пр-т Ленина, 51
Версия для слабовидящих
Купить билеты онлайн
Узнайте первыми о концертах
 

Независимая оценка

вместеярче
Телефон доверия

Работа в России

Памятные даты

Культурный навигатор
Регионы
Услуги
Министерство
 
Минкульт
 
Правовая инфорация
 
 
 

Кто заказывает музыку?

Кто заказывает музыку?

07/03/2018 14:42

Прослушать новость

В 2015 году прошла основательная реконструкция Тульской областной филармонии, после которой последняя стала центром притяжения для любителей искусства Тулы, области и соседних регионов. Директор филармонии Елена Руднева рассказывает о том, что изменилось в классическом искусстве за последнее время.

— Образ современной филармонии значительно отличается от прежнего. Получается, классическому искусству тоже нужны изменения?

— Меняется все в окружающем мире: способы коммуникации, получения информации, наши дома, город, люди вокруг, мы сами. Если в филармонии ничего не меняется — она становится малопривлекательной даже для самых заядлых любителей музыки. Есть, конечно же, наши постоянные зрители, которые преданы филармонии уже долгие годы, но их все-таки меньшинство.

Люди привыкли к комфортным условиям: в Туле появилось очень много красивых и уютных мест для отдыха. Филармония не должна быть исключением.

Благодаря работе телевидения и радио, Интернета музыкальное искусство стало доступным — любые версии, трактовки, звездные исполнители. Но это все — информация, ибо настоящее искусство рождается только при непосредственном контакте с мастерами. Это и есть чудо сотворчества. Слушатели, как правило, приходят подготовленными, с определенными ожиданиями, поэтому качество исполнения, комфортность условий посещения концертных залов (у нас их три) — залог успеха.

Меняется не классика, а условия встречи с ней. Мы стараемся создать разные форматы общения с музыкой: концерт-экскурсия, «Семейный воскресник», литературные вечера, рождественские балы, акции «Ночь кино», «Ночь музеев» и «Ночь искусств», социальный проект «Доступная филармония», абонементы на основе народной музыки «Народный календарь», «Сказы о любви, верности, смелости» и, конечно же — вечная классика с тульским симфоническим оркестром!

— В таком случае, можно ли считать филармонию новаторской площадкой?

— Мы стремимся к тому, чтобы филармония стала центром профессионального исполнительского искусства, но музыкальная классика прекрасно сочетается с литературой, живописью, видео, световыми эффектами. Роскошная архитектура и акустика Колонного зала Дворянского собрания создают удивитель­ную атмосферу эпохи 19 века. Мы стараемся удивлять своего зрителя, поэтому использу­ем все современные технические средства. В этом, безусловно, новаторство присутствует.

Наши залы, помимо концертной дея­тельности, используются под выставочные проекты, мы имеем собственную коллекцию старинной мебели и картин, а также не­сколько работ нашего земляка Александра Майорова. Концерты-экскурсии проходят в настоящих интерьерах дворянского дома.

А еще мы активно включены в обществен­ную, политическую и экономическую жизнь региона — в Дворянском собрании проходят презентации, форумы, съезды, конференции, торжественные мероприятия, вручаются высокие награды.

— Масштабные преобразования в 2015 году коснулись не только реконструкции здания Тульской филармонии, но и творческой деятельности. Вы не боитесь использовать в репертуаре различные направления музыкального искусства и не только музыкального?

— Мы перестроили свое мышление, настроились в резо­нанс с процессами, происходящими в мире искусства сегодня. Появилось желание и возможность показать тулякам проекты в сфере современной музыки.

На сцене филармонии прозвучала хоровая опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова», оратория Давида Кривицкого «Бабий Яр», а в декабре 2017-го за счет средств федерального гранта мы показали жителям Тулы, Венева и Алексина фоль­клорно-симфоническое действо «Конек-горбунок» по сказке Бажова.

И везде собралась своя аудитория, это оказалось интересно, хотя не скрою, у нас были опасения... Мы предоставляем свои залы гостям Тулы — антрепризные театральные проекты, джа­зовые коллективы, вечера современной хореографии. Стараемся сделать афишу максимально разнообразной.

- Современный слушатель – какой он? И «молодеет» ли тульская публика?

- Современный слушатель - это человек любопытный (об этом говорит количество посещений нашего сайта, участников наших групп в соцсетях, рост числа проданных через электронные кассы билетов). Он приходит знакомиться, оставляет свои отзывы, пожелания на сайте - а обратная связь нам крайне необходима.

Современный зритель - молодеющий зритель. В филармонии существенно помолодел артистический состав в коллективах, а у каждого артиста есть друзья, знакомые, семья.

Очень много наших проектов адресовано детям - познавательные программы, сказки с оркестром, воскресные программы для семейного отдыха. Радует, что стали появляться групповые заявки на посещения концертов от предприятий - это новая аудитория, и мы должны сделать все возможное, чтобы после первого посещения человек ощутил потребность к нам вернуться.

У нас есть для работы все условия - прежде всего качественные залы. Кстати, больше 30 % филармоний в России не имеет своего концертного зала и арендуют помещения для концертов.

- Есть выражение - «классика на века». Как Вы считаете, должно ли симфоническое искусство развиваться параллельно с другим направлением искусства или же здесь требуется постоянство?

- Смысл слова «классика» постоянно меняется. В 19 веке - это Моцарт, Бетховен, позже Шопен, Лист, Чайковский, далее Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Щедрин. Этот ряд можно продолжать, но как сравнивать Щедрина по отношению к Моцарту? Чурленис и Джотто? А это все - высокая классика, и с каждым веком это классическое наследие пополняется удивительными по силе воздействия произведениями.

Симфоническое искусство в России должно развиваться - в Америке 500 симфонических оркестров, а у нас в десятки раз меньше. Не хватает материальной базы - залов, инструментов, не хватает обученных музыкантов, а лучшие силы уезжают на работу в зарубежные оркестры.

Сейчас в столице наблюдается серьезный всплеск интереса к классическому искусству, об этом свидетельствуют очереди в картинные галереи, активные продажи абонементов на классические концерты в Московской филармонии. У нас, кстати, посещение концертов тульских артистов значительно выросло за последние годы.

— Многие отметили, что с вашим назначением на должность руководителя кардинально изменился подход к маркетингу: к примеру, появился сайт, который сегодня отвечает всем современным требованиям. Получается, что филармонии тоже необходима своя рекламная стратегия?

— Маркетинг — это наука, система, законы которой дей­ствуют везде, где появляются взаимоотношения продавца и покупателя. Поэтому все его составляющие присутствуют в нашей деятельности: у нас работают грамотные специалисты, мы постоянно учимся.

Важнее всего в этой части работы провести стратегическое планирование, просчитать экономику собственных концертов, а потом уже определять рекламную стратегию. У нас ведь се­рьезное государственное задание — почти 1000 концертов в год в Туле и области.

— Тульская областная филармония — государственное учреждение. Но может ли в России учреждение культуры такого рода стать самоокупаемым?

— Нигде в мире такое учреждение на сможет стать самоо­купаемым, поэтому все концертные организации и крупные творческие коллективы получают дотации, гранты или пожер­твования на содержание и развитие.

— Если подходить к концертному делу как к бизнесу, то действует ли в филармонии основной закон — «спрос рождает предложение»?

— Наша миссия — просветительство в сфере музыкального искусства, поэтому мы тщательно изучаем спрос в нашей сфере, а потом делаем предложение, которое соответствует нашим зада­чам и может быть интересно определенной целевой аудитории.

То есть мы создаем программу, спрогнозировав заранее це­левую аудиторию под нее. Раньше артисты строили творческие планы в отрыве от потребностей зала, теперь мы планируем и считаем вместе.

— Что для вас и вашего коллектива является ключевым мотиватором в работе? И есть ли здесь место деньгам?

— Для нашего коллектива ключевым мотивом является, по-моему, желание перевернуть мир и наполнить его звуками. Начался активный процесс сотрудничества внутри коллекти­ва. Творческий рост и реализация являются ключевыми, но без материального стимулирования и роста благосостояния стабильности в развитии быть не может.

Премия является хорошим дополнением к добрым словам и оценке творческой деятельности.

— Считается, что работа в искусстве всегда твор­ческая. В каких долях измеряется творчество, бизнес и управление в работе художественного руководителя Тульской филармонии?

— Сейчас я являюсь директором филармонии. Произошло переименование должности в соответствии с нормативными документами, художественного руководителя в штате нет, а есть заместитель по творческим вопросам.

Моя задача — определять стратегию развития, поддерживать структуру управления в работоспособном состоянии, следить за слаженностью работы подразделений, оценивать эффектив­ность планирования и реализации, следить за выполнением государственного задания, содержанием зданий и укреплением материальной базы учреждения, решать оперативные вопросы, думать о росте благосостояния сотрудников и вовремя прини­мать кадровые решения. Много. Но все это — тоже творчество по созданию новой филармонии будущего!


Тульский БИЗНЕС журнал

Возврат к списку


Наши информационные партнеры