НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
05
декабря 2018
5 декабря 1830 года в Парижской консерватории прошел концерт, на котором впервые прозвучала «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза с подзаголовком «Эпизод из жизни артиста»!
«Фантастическая симфония» Берлиоза – шедевр мировой музыкальной культуры. Это произведение открыло новую эру программного романтического симфонизма. Сюжет симфонии основан на факте биографии самого композитора – романтической истории его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон.
В симфонии пять частей, каждой из которых Берлиоз предпослал название и краткое литературное вступление. Первая часть симфонии «Мечтания, страсти» повествует о любви поэта, о его грезах, приносящих одновременно и счастье, и разочарование. Во второй части «Бал» герой видит свою возлюбленную на празднике, бросается к ней, но она вновь ускользает, оставляя его в душевном смятении. Третья часть — «Сцена в полях».
В четвертой части «Шествие на казнь» поэта должны казнить за убийство его возлюбленной. В последний миг перед ним возникает образ любимой девушки, и он понимает, что даже сама смерть, не заставит его забыть свою любовь. В пятой части «Сон в ночь шабаша» герой после смерти оказывается на шабаше мертвецов, собравшихся на его похороны.
Берлиоз впервые в своем творчестве показал важность лейтмотива, и его способность изменяться в зависимости от настроения героя. В дальнейшем этот прием стал довольно популярным в музыкальной традиции, к нему прибегали многие знаменитые композиторы.
После завершения Фантастической симфонии, Берлиоз сочинил монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни», которая была построена лишь на материале симфонии. Это своеобразное продолжение, хотя на концертах эти произведения редко звучат вместе
«Фантастическая симфония» Берлиоза – шедевр мировой музыкальной культуры. Это произведение открыло новую эру программного романтического симфонизма. Сюжет симфонии основан на факте биографии самого композитора – романтической истории его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон.
В симфонии пять частей, каждой из которых Берлиоз предпослал название и краткое литературное вступление. Первая часть симфонии «Мечтания, страсти» повествует о любви поэта, о его грезах, приносящих одновременно и счастье, и разочарование. Во второй части «Бал» герой видит свою возлюбленную на празднике, бросается к ней, но она вновь ускользает, оставляя его в душевном смятении. Третья часть — «Сцена в полях».
В четвертой части «Шествие на казнь» поэта должны казнить за убийство его возлюбленной. В последний миг перед ним возникает образ любимой девушки, и он понимает, что даже сама смерть, не заставит его забыть свою любовь. В пятой части «Сон в ночь шабаша» герой после смерти оказывается на шабаше мертвецов, собравшихся на его похороны.
Берлиоз впервые в своем творчестве показал важность лейтмотива, и его способность изменяться в зависимости от настроения героя. В дальнейшем этот прием стал довольно популярным в музыкальной традиции, к нему прибегали многие знаменитые композиторы.
После завершения Фантастической симфонии, Берлиоз сочинил монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни», которая была построена лишь на материале симфонии. Это своеобразное продолжение, хотя на концертах эти произведения редко звучат вместе