Изображения
Цвета
ВЫ БЕССИЛЬНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ГЕНДЕЛЮ
05 марта 2020

К 335-летию со дня рождения музыканта

«Вы можете презирать кого и что угодно,

но вы бессильны противоречить Генделю ...

Когда звучит его музыка на словах

"восседающий на своем извечном престоле“,

атеист теряет дар речи».

Б. Шоу

5 марта исполняется 335 лет со дня рождения композитора, органиста и дирижера эпохи барокко Георга Фридриха Генделя.

Его творческая деятельность была продолжительной и плодотворной. За свою жизнь он написал огромное количество произведений самых различных жанров: 40 опер, 32 оратории, многочисленные церковные хоралы, органных концерты, сочинения в жанре камерной вокальной и инструментальной музыки, а также несколько опусов «популярного» характера («Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori).

Творческое наследие Генделя поистине огромно. Генделевское общество, созданное в 1856 году в Лейпциге, за 45 лет своей деятельности издало более ста томов сочинений композитора, это издание оказалось неполным.

image001.jpg

Томас Хадсон. Портрет Георга Фридриха Генделя

Национальную принадлежность Генделя оспаривают две страны: Германия и Англия. Георг Фридрих родился в Германии, и именно на почве немецкой культуры сложилась личность композитора, возникли его творческие убеждения и интересы, было достигнуто мастерство. При этом с Англией оказалась связана большая часть жизни и деятельности музыканта, здесь происходило формирование эстетической позиции в искусстве, здесь его встречали кризисные поражения и триумфальные успехи.

Георг Фридрих Гендель – одно из крупнейших имен в истории музыки, он открыл новые перспективы в развитии оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий. Творчество Генделя было высоко оценено не только современниками композитора, его почитали и продолжают ценить и почитать музыканты, музыкальные критики и просто любители музыки последующих поколений.

Бетховен, изучая генделевские оратории, с восторгом говорил: «Вот у кого нужно учиться скромными средствами добиваться потрясающих эффектов». Об умении Генделя просто и ясно выражать возвышенные мысли писал композитор и музыкальный критик А. Н. Серов: «Как далеки нынешние композиторы от такой простоты в мысли. Впрочем, и то правда, что эта простота … встречается только у гениев первой величины, каким, без сомнения был Гендель».

«Концерт заключился хором Генделя. Кому из нас он потом не снился, как какое-то колоссальное, беспредельное торжество целого народа? Что за титаническая натура был этот Гендель! И вспомним, что таких хоров, как этот, можно найти у него несколько десятков», так в одной из своих рецензий писал музыкальный критик В. В. Стасов. А по мнению П. И. Чайковского, «Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы...».

«Большие, простые и сильные чувства: стремление победить и радость победы, прославление героя и светлую скорбь о его славной смерти, блаженство мира и покоя после тяжелых битв, благостную поэзию природы», по мнению музыковеда Т. Н. Ливановой, передает музыка Генделя.

Сам же Гендель однажды в беседе с одним из своих почитателей сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель – делать их лучше…».