К 145-летию со дня рождения М. Равеля
7 марта исполняется 145 лет со дня рождения французского композитора и дирижера Мориса Равеля. В историю музыки он вошел как представитель музыкального импрессионизма, обогативший музыкальное искусство творениями огромной ценности. Его новаторство в области гармонии, ритма, лада и оркестровки повлияло на творчество последующих композиторов, привело к новым течениям в музыке.
Морис Равель считается одним из реформаторов музыки XX века. При этом в интервью американскому журналу «The Etude» он высказывался так: «Я не являюсь композитором-«модернистом» в собственном смысле этого слова, ибо моя музыка, далёкая от бунтарства, скорее отмечена эволюционным развитием. Хотя я всегда без предубеждения относился к новым идеям в музыке (в моей скрипичной сонате имеется часть в характере негритянского блюза), тем не менее, я никогда не пытался опровергать установленные законы гармонии и композиции. Наоборот, я всегда искал вдохновение в творчестве великих мастеров (никогда не перестаю учиться у Моцарта!), и моя музыка в своей основе опирается на традиции прошлого и вырастает из них».
Морис Равель – великолепный мастер музыкального колорита. В его музыке сочетаются импрессионистическая мягкость, размытость звучаний и классическая четкость, соразмерность музыкальных форм, ювелирность в отделке деталей. О своем методе композиции, сравнивая его с работой художника, Равель говорил: «Сначала я намечаю горизонтали и вертикали, а потом, выражаясь языком живописцев, начинаю малевать».
Объем творческого наследия композитора невелик, что связано с определенной отточенностью высказывания и отсутствием «лишних слов». Будучи непревзойдённым мастером оркестра, Равель создал замечательные образцы в различных жанрах. Композитора привлекали старинный и современный танец, джазовые ритмы и особенно испанская музыка. «Испания – моя вторая родина», – подчеркивал композитор.
Его перу принадлежат 2 оперы, 3 балета, произведения для оркестра (среди которых знаменитое «Болеро»), 2 фортепианных концерта (один из которых был создан по просьбе пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку); рапсодия для скрипки «Цыганка», Квартет, Трио, сонаты (для скрипки и виолончели, скрипки и фортепиано), фортепианные сочинения, сюита «Гробница Куперена» (части которой посвящены памяти друзей композитора, погибших в годы первой мировой войны), хоры, романсы. Равель – автор оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского.
Двуликой оказалась слава композитора. Звания почетного доктора Оксфордского университета, почетного члена Королевского филармонического общества Великобритании, высшая государственная награда Бельгии – Орден Леопольда I – таковы знаки признания заслуг Мориса Равеля перед мировой культурой. А до этого – десятилетия неприятия его творчества на своей родине.
«Стремление донести людям то глубоко личное, интимное, что он так не любил выражать словами, заставляло его говорить на всеобщем, естественно сложившемся и понятном музыкальном языке», – пишет о Равеле музыковед В.В. Базарнова. Сам композитор говорил: «Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца... Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной. Художник … должен ощущать музыкально прекрасное в своём сердце, он должен глубоко прочувствовать то, что он сочиняет».