Фортепианный концерт без участия других музыкантов, когда в течение двух отделений внимание слушателей приковано к одному только пианисту, первым ввел в музыкальный обиход Ференц Лист. По воспоминаниям его изумлённых современников, «то, что он играл один, собою одним наполняя весь концерт – это была тогда совершенная новость в Европе». Сегодня подобные выступления вошли в повседневную концертную практику, но далеко не каждое из них сохраняет и воссоздаёт содержательный масштаб «наполнения» клавирабендов легендарного виртуозного исполнителя.
Сольный концерт народного артиста России Николая Луганского в рамках абонемента № 10 «Магия чёрно-белого» стал именно таким событием, в котором соприкоснулись великая музыка, высокие идеи и непревзойдённое мастерство выдающегося пианиста. Его программа, объединившая сонаты №№ 23 и 28 юбиляра 2020 года Людвига ван Бетховена и фортепианные произведения Сезара Франка, запечатлела различные состояния, в которых может пребывать творческий дух человека.
И если бетховенские сонаты регулярно звучат с концертной эстрады, высекая, по завету их создателя, огонь из людских сердец, то «Прелюдия, ария и финал» и «Прелюдия, хорал и фуга» Франка исполняются гораздо реже, и в этот вечер прозвучали для тульской публики впервые. «Эта невероятной красоты музыка иллюстрирует путь человека к Богу, через драматические коллизии и трагические потери – к созерцанию пения ангелов», – так прокомментировал их содержание на состоявшейся после концерта встрече со зрителями Николай Луганский.
Говоря о лучшем в мире, по его мнению, пианисте, Николай Львович предсказуемо назвал Сергея Рахманинова – «первого и единственного», без которого трудно представить и его собственную творческую личность. Луганский подарил восторженным слушателям два незабываемых биса: Скерцо Мендельсона-Рахманинова из музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» и Этюд-картину Рахманинова соч.33 №3, в возвышенном и трепетном исполнении которых ярко проявило себя благородное звучание рояля Steinway.
Аплодисменты и овации публики, не утихавшие по несколько минут, сопровождали выступление музыканта.