Изображения
Цвета
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ БЫЛО ДЛЯ НЕГО «ДЕТИЩЕМ МАТЕМАТИКИ»
02 мая 2020

«Человек, к художественному наследию

которого сводят в настоящее время...

всю неаполитанскую музыку XVII века, —

 это Алессандро Скарлатти».


Р. Роллан

2 мая исполняется 360 лет со дня рождения итальянского композитора Алессандро Скарлатти.


Alessandro_Scarlatti.jpg

Алессандро Скарлатти вошел в историю музыкальной культуры как родоначальник неаполитанской оперной школы. В наше время творческая активность композитора представляется поистине фантастической. Он создал множество опер, кантат, месс, ораторий, мотетов, мадригалов, оркестровых и других произведений; являлся составителем методического пособия для обучения игре по цифрованному басу.

Новаторство Алессандро Скарлатти заключается в том, что он, опираясь на традиции венецианской оперы, римской и флорентийской музыкальных школ, обобщив главные тенденции итальянского оперного искусства своего времени, создал тот тип оперы-seria, который в дальнейшем стал эталоном для композиторов.

Тонкое чувство драмы, находки в области оркестровки и гармонического языка,  мелодика арий, насыщенная то благородной кантиленой, то экспрессивно-патетической виртуозностью – все это отличает оперное творчество Скарлатти.

При этом масштаб дарования композитора был совершенно не сопоставим с его популярностью в Италии. Ромен Роллан писал: «...Жизнь его была намного более трудной, чем это представляется... Ему приходилось писать, чтобы зарабатывать свой хлеб, в эпоху, когда вкус публики становился все более легкомысленным и когда другие, более ловкие или менее совестливые композиторы лучше умели добиться ее любви... Он обладал уравновешенностью и ясным умом, более почти неизвестными у итальянцев его эпохи. Музыкальное сочинение было для него наукой, „детищем математики“, как он писал Фердинанду Медичи... Подлинные ученики Скарлатти — в Германии. Он оказал беглое, но сильное воздействие на юного Генделя; в особенности он повлиял на Хассе... Если вспомнить славу Хассе, если вспомнить, что он царил в Вене, был связан с И. С. Бахом, с Глюком и молодым Моцартом, любившим его, можно восстановить звено цепи, связывающей Скарлатти с создателем „Дон-Жуана“».