Изображения
Цвета
Написать симфонию – построить мир
07 июля 2020

…Что пленяет в его музыке? Прежде всего — глубокая человечность.
Малер понимал высокое этическое значение музыки.
Он проникал в самые сокровенные тайники человеческого сознания…
Много можно говорить о Малере — великом мастере оркестра,
на партитурах которого будут учиться многие и многие поколения.

Дмитрий Шостакович

...Для целого поколения Малер был больше, чем просто музыкант,
маэстро, дирижёр, больше, чем просто художник:
он был самым незабываемым из того, что пережито в юности.

Стефан Цвейг

7 июля исполняется 160 лет со дня рождения австрийского композитора, оперного и симфонического дирижера Густава Малера.

При жизни Густав Малер был знаменит как один из крупнейших дирижёров своего времени, представитель так называемой «послевагнеровской пятёрки». Малер-композитор только спустя полвека после смерти получил настоящее признание — как один из крупнейших симфонистов XX века.

«Творческие искания Малера приводили к нарушению устоявшихся представлений о прекрасном, к кажущейся бесформенности, несвязности, эклектичности; композитор возводил свои монументальные концепции словно из самых разнородных «осколков» распавшегося мира. В этих поисках заключался залог сохранения чистоты человеческого духа в одну из самых сложных эпох истории», – так писал о Малере известный музыковед К. Зенкин.


Публикуем подборку высказываний Густава Малера о музыке и творчестве, посвящая их памяти великого музыканта.

***

«Точность – душа работы артиста».

«Параллелизм между музыкой и жизнью идет, может быть глубже и дальше, чем это можно проследить».

«То о чем создается музыка, это всё же – только человек во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий)».

«Никакой композитор не свяжет и двух нот, если он не умеет сливаться с природой».

«Главное в том, чтобы не считать людское мнение путеводной звездой, а идти по жизни своей дорогой и работать целеустремленно, не унывая от неудач и не соблазняясь аплодисментами».

«Симфония должна походить на Вселенную. В ней должно быть всё».

«Если то, что композитор намеревается сказать, он способен сказать словами, ему не следует утруждать себя попытками сказать это в музыке».

«Если полагаете, что аудитория заскучала, то продолжайте медленнее, а не быстрее».

«Традиция – это лень».

«Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу».

«Для меня написать симфонию значит – всеми средствами существующей музыкальной техники построить мир».

«Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо».

«В этом году я много читал, многие книги подействовали на меня неотразимо и даже вызвали перелом в моем мировоззрении и жизнеощущении или, вернее, ускорили их дальнейшее развитие».

«Если бы Вы знали, какой «тернистый путь» выпал на долю мне – сочинителю; если бы видели все эти отказы, разочарования, даже унижения, непрерывно повторяющиеся вот уже десять лет. Когда мне приходилось запирать в письменный стол произведение за произведением по мере того, как они возникали, когда я, если мне вопреки всем препятствиям удавалось поделиться ими, наталкивался на одно только непонимание…».

«Главное в том, чтобы не считать людское мнение путеводной звездой, а идти по жизни своей дорогой и работать целеустремленно, не унывая от неудач и не соблазняясь аплодисментами».

«Если то, что композитор намеревается сказать, он способен сказать словами, ему не следует утруждать себя попытками сказать это в музыке».

«Когда я слушаю музыку, я слышу совершенно отчетливые ответы на все мои вопросы, и во мне все успокаивается и проясняется. Или, точнее, я ощущаю, что это вообще не вопросы».

«Я — музыкант, который блуждает в пустынной ночи современного музыкального ремесла без путеводной звезды и подвергается опасности во всем усомниться или сбиться с пути».