Изображения
Цвета
Музыка – наиболее чуткое и возвышенное выражение духовных ценностей
05 апреля 2024
5 апреля исполняется 135 лет со дня рождения французского композитора Альбера Шарля Поля Мари Русселя.


Творческий путь Альбера Русселя отличался постоянным поиском своего стиля в запутанном лабиринте художественных направлений музыкальной Франции начала XX века. Пройдя последовательно через влияние Вагнера и Франка, затем через увлечение импрессионизмом Дебюсси, экзотическим ориентализмом, позднее — жёстким авангардом Стравинского и политональностью Мийо, Альбер Руссель под впечатлением примера поздних сочинений Эрика Сати закончил свой путь как виднейший неоклассицист в музыке.
Необычна биография Альбера Русселя. Начав свою жизнь гардемарином на военных кораблях дальнего плавания, он очень поздно (только к сорока годам) стал профессиональным музыкантом. В истории искусства найдётся очень немного художников, чья этика жизни и творчества приближалась бы к настолько суровому кодексу морали и чести, которому всю жизнь неуклонно следовал Руссель. Признание шло к нему долгим путём, но за всю свою жизнь он не сделал ни одного роняющего собственное достоинство шага ради ускорения этого пути.
Свои молодые годы будущий композитор провел в плаваниях по Индийскому и Тихому океанам, как и Н. Римский-Корсаков, посетил экзотические страны. Морской офицер Руссель и не помышлял о музыке как о профессии. Только в возрасте 25 лет он решает полностью посвятить себя музыке. Пройдя период колебаний и сомнений, Руссель просит об отставке, поселяется в небольшом городе Рубэ. Здесь он начинает занятия по гармонии с директором местной музыкальной школы. С октября 1894 года Руссель живет в Париже, где берет уроки композиции у Э. Жиго. Через 4 года он поступает в Schola cantorum в класс композиции В. д’ Энди, куда уже в 1902 году его приглашают на пост профессора контрапункта. Там он преподает до начала первой мировой войны. В классе Русселя занимаются композиторы, занявшие впоследствии видное место в музыкальной культуре Франции, Э. Сати, Э. Варез, П. Ле Флем, А. Ролан-Манюэль.
Первые сочинения Русселя, исполненные под его управлением в 1898 году и получившие премию на конкурсе Общества композиторов, не сохранились. В 1903 году в концерте Национального музыкального общества было исполнено симфоническое произведение «Воскресение», вдохновленное романом Л. Толстого (дирижировал А. Корто). А еще до этого события имя Русселя становится известным в музыкальных кругах благодаря его камерным и вокальным сочинениям (Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Четыре поэмы для голоса и фортепиано на стихи А. Ренье, «Проходят часы» для фортепиано).
Интерес к Востоку заставляет Русселя вновь предпринять большое путешествие в Индию, Камбоджу и на Цейлон. Композитор вновь любуется величественными храмами, посещает представления театра теней, слушает оркестр гамелана. Большое впечатление производят на него руины древнего индийского города Читора, где когда-то царствовала Падмавати. Восток, с музыкальным искусством которого Руссель познакомился еще в юности, существенно обогатил его музыкальный язык. В произведениях ранних лет композитор использует характерные интонационные особенности индийской, камбоджийской, индонезийской музыки. Особенно ярко образы Востока представлены в опере-балете «Падмавати», поставленной в Grand Opera (1923) и имевшей большой успех. Позже, в 1930-е годы Руссель одним из первых начинает использовать в своем творчестве так называемые экзотические лады — древнегреческие, китайские, индийские (Соната для скрипки и фортепиано).
Руссель не избежал влияния импрессионизма. В одноактном балете «Пир паука» (1912) он создал партитуру, отмеченную изысканной красотой образов, изящной, изобретательной оркестровкой.
Участие в первой мировой войне стало переломным временем в жизни Русселя. Вернувшись с фронта, композитор меняет свою творческую манеру. Он примыкает к новому течению неоклассицизма. «Альбер Руссель нас покидает», — писал критик Э. Вийермоз, приверженец импрессионизма, — «покидает не попрощавшись, молчаливо, сосредоточенно, сдержанно... Он уйдет, он уходит, он ушел. Но куда?» Отход от импрессионизма виден уже во Второй симфонии (1919-22). В Третьей (1930) и Четвертой симфониях (1934-35) композитор все больше утверждается на новом пути, создавая произведения, в которых конструктивное начало все больше выдвигается на первый план.
В конце 1920-х годах сочинения Русселя становятся известными за рубежом. В 1930 году он посещает США и присутствует на исполнении своей Третьей симфонии Бостонским симфоническим оркестром под управлением С. Кусевицкого, по заказу которого она и была написана.
Руссель имел большой авторитет педагога. Среди его учеников многие известные композиторы XX века: наряду с упоминавшимися выше это Б. Мартину, К. Рисагер, П. Петридис. С 1935 года и до конца жизни (1937) Руссель был председателем Народной музыкальной федерации Франции.
Определяя свой идеал, композитор говорил: «Культ духовных ценностей — основа всякого общества, претендующего на цивилизованность, а среди других искусств музыка — наиболее чуткое и возвышенное выражение этих ценностей».

По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.