Изображения
Цвета
Бенефис виолончели: Владислав Белоусов и Тульский симфонический
07 апреля 2024

6 апреля в Концертном зале филармонии состоялся заключительный концерт абонемента № 9 «Вечера с Тульским симфоническим». Этот вечер был посвящен инструменту, чей тембр сравнивают с человеческим голосом, глубиной доверительной беседы, с матовыми красками заката. Рожденный в XVI веке, пережив годы службы на вторых и третьих ролях, сегодня этот инструмент – идеал красоты и совершенства, неповторимого тембра и огромного диапазона. Солист и ансамблист, оркестровый фундамент и его же лирический голос, - всё это виолончель.

Концерт «Диалоги с виолончелью» стал бенефисом струнных и Владислава Белоусова. Блистательный солист-виолончелист, Владислав является и главным дирижером Тульского филармонического симфонического оркестра. В этот вечер свой дирижерский подиум он уступил Роману Абрамову, вступив с ним, с оркестрантами и солистами в диалог эпох и стилей, прошлого и настоящего. Барокко и классицизм, романтизм и популярная классика XX столетия, - всё смешалось в мозаике традиций, жанров, образов.

Первое отделение стало антологией виолончельной музыки от барокко до позднего романтизма. «Венгерская рапсодия» Поппера, финал виолончельного концерта Гайдна до мажор, «Полет шмеля» Римского-Корсакова и подвластные только супервиртуозам Интродукция и вариации Паганини на одной струне на тему из оперы Россини «Моисей в Египте» в аранжировке для виолончели и струнного оркестра, – в них соло виолончели Владислава Белоусова предстало в разных жанровых и исполнительских амплуа. Зажигательный танец и песня-размышление, классицистская строгость и романтический полёт, кантилена и феерическая виртуозность, - всего лишь слова-штрихи к портрету маэстро.

В дуэтах первого отделения Владислав Белоусов выступил с коллегами по исполнительскому цеху. Концерт Вивальди для двух виолончелей, струнных и бассо континуо соль минор прозвучал как диалог с бывшей ученицей, ныне студенткой Московской консерватории Ариной Макарчевой (виолончель). Романс Рихарда Штрауса стал невероятной красоты дуэтом виолончели Владислава Белоусова и сопрано Екатерины Залетовой, захватившим в свою ауру совершенства «Лебедь» Сен-Санса в обработке для арфы (Дарья Павлова), виолончели и струнного оркестра

Трагическая вершина концерта – ария «Смилуйся, о Боже» из №Страстей по Матфею» Баха в обработке для виолончели, скрипки (Яна Белоусова) и струнных – была посвящена исполнителями жертвам теракта в Крокус-сити холле.

Второе отделение стало путешествием виолончели по разным континентам и странам. Откровение романтического Адажио с вариациями для виолончели с оркестром итальянского композитора Респиги сменилось мрачно-страстным Гранд танго аргентинца Пьяццоллы (партия фортепиано – Артем Савинов). Восточная экзотика Экпромта Арутюняна соперничала с бразильскими ритмами «Тико-Тико» де Абреу (на этот раз солистами были, конечно, ударные инструменты).

Завершение концерта стало демонстрацией возможностей виолончели в киномузыке, джазе, поп- и рок-композициях, современных арт-технологиях. Но главное – убедительным доказательством неповторимости ее глубоко человечного голоса. Итальянская сюита – так можно было назвать четыре экспрессивных монолога НиноРота (музыка из кинофильма «Ночи Кабирии»), Пуччини (переложение арии Nessun dorma из оперы «Турандот») и Морриконе («Гобой Габриеля» из фильма «Миссия» и музыка из кинофильма «Кинотеатр Парадизо», соло на трубе – Никита Логинов). Между ними – обреченная лирика «Игры престолов» Джавади и невероятный дуэт виолончели и трубы в саундтреке Артемьева к кинофильму «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Виолончель Владислава Белоусова оказалась голосом, совместимым с любым соперником-солистом, голосом, способным говорить на любом языке, но главное – на языке любви и понимания.