Изображения
Цвета
«История русской музыки» от Ярослава Тимофеева
14 апреля 2024
14 апреля в Концертном зале Тульской филармонии состоялся концерт-лекция «История русской музыки» из авторского цикла «Краткая энциклопедия музыки» музыковеда, музыкального критика, лектора Московской филармонии Ярослава Тимофеева. 
Яркая и содержательная программа открылась иллюстрацией богатейших истоков русской музыки, которая зиждется на традициях русского фольклора и церковных песнопений. Во вступительном разделе прозвучали лирическая протяжная песня Белгородской области «Ой, матушка, тошно» в исполнении Арины Романовой и знаменный распев «Благословен еси, Господи», исполненный Евгением Незнамовым.
А затем в сопровождении интереснейших комментариев Ярослава Тимофеева слушателей ожидали девять шедевров, написанные девятью крупнейшими русскими композиторами. Тульский филармонический симфонический оркестр под управлением Романа Абрамова совместно с детской аудиторией зрительного зала, которой было поручена роль богатырей, с блеском исполнил самую знаменитую русскую оперную увертюру – к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Ярослав Тимофеев по традиции выступил не только как ведущий программы, но и как исполнитель: в этот раз в качестве пианиста – с лиричной и виртуозной Прелюдией соль мажор С. В. Рахманинова и в качестве звонаря в Сцене коронации из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Исполнение музыки он предварил комментарием, раскрывающим «мрачные тайны» колокольных звонов этого произведения. 
Музыка И. Ф. Стравинского была представлена «Русской» из балета «Петрушка», произведения С. С. Прокофьева («Вальс Золушки» и «Полночь» из балета «Золушка») и Д. Д. Шостаковича (Скерцо из Симфонии № 10) прозвучали как «творческие кредо» двух разноплановых художников: оптимистичного и трагедийного, а «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского предстал как «детский рай».
Прокрастинация и трудоголизм в композиторском творчестве, соперничество двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, удивительные факты о «Могучей кучке» (когда один математик стал руководить четырьмя военными) – темы, которых коснулся в своей авторской программе Ярослав Тимофеев, раскрывая и подчеркивая в итоге важную и решающую роль русской музыки в развитии мирового музыкального искусства.
«Ударным инструментом из 500 ног» стал весь зрительный зал, поучаствовав совместно с оркестром в исполнении ярчайшей музыки, олицетворяющей «стан врагов» – «Половецких плясках» А. П. Бородина из оперы «Князь Игорь». Своеобразным апофеозом программы стало совместное звучание оркестра и зала в исполнении «Заповедей блаженства», произведения, написанного современным российским композитором В. И. Мартыновым, от которого Ярослав передал привет всем зрителям.

Ближайшие встречи с Ярославом Тимофеевым в рамках его авторских программ будут доступны тулякам и гостям города в формате клуба «Виртуальный концертный зал». Ждем всех в Камерном зале Дворянского собрания 21 апреля в 13:00 на программе «Язык музыки. Клавиши» и 29 мая в 19:00 на программе «Весь Стравинский». Вход свободный.