В 1970-е годы одним из значимых направлений деятельности Тульской областной филармонии становится работа литературно-музыкального лектория. В отчетах о работе Тульской филармонии значится, что в 1973 году в литературно-музыкальном лектории работали две бригады артистов, а в 1975 году таких бригад было уже девять.
Л. Абрамов (бас), 1980-е гг. В. Гусев (баритон), 1986 г.
В конце 1970-х годов в Тульскую областную филармонию приходят работать многие талантливые артисты: выпускник Алма-Атинской консерватории Леонтий Абрамов (бас); выпускник музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Виктор Гусев (баритон); выпускница Саратовской консерватории Антонина Мисерева (сопрано): выпускник Воронежского института искусств, будущий заслуженный артист РФ Александр Судин (баритон); концертмейстер, лектор-музыковед, выпускница теоретического отделения Ленинградской консерватории Жанна Залиева; баянист, концертмейстер, солист-инструменталист Владимир Стулов; выпускник Саратовской консерватории, баянист, солист-инструменталист Юрий Голубев.
Г. Шеверев (бас) и А. Судин (баритон) Г. Шеверев (бас) и Ю. Голубев (баян)
Детская новогодняя программа. Г. Шеверев (бас) в роли Черепахи Тортиллы и Ж. Залиева (фортепиано). Середина 1980-х годов
В 1970-е годы в Тульской филармонии начали работать мастера художественного слова Владимир Корнилин и Вадим Успенский.
Владимир Корнилин – выпускник театрального училища им. М.С. Щепкина, первый артист лектория, получивший так называемое «право отделения», т.е. право создания и индивидуального исполнения литературных и общественно-политических программ. Корнилин известен как чтец, автор и ведущий программ, актёр, в разные годы он работал в драматических театрах Омска, Волгограда, Тулы, снимался в кино («Хозяин тайги», «На берегах Ингури»).
В. Корнилин
Вадим Успенский – актёр по образованию, чтец, ведущий программ, работал в разные годы в Тульской филармонии и во многих театрах России (в том числе и в Тульском). Вадим Успенский является первым исполнителем роли Василия Тёркина на театральной сцене в СССР.
В 1970-80-е годы в составе литературно-музыкального лектория работали и многие другие артисты, пришедшие в Тульскую филармонию в разное время (в 1960-х, 70-х, 80-х годах): бывший солист Воронежской оперы Виктор Погосов (тенор); бывшая ведущая солистка Воронежской оперы, заслуженная артистка РСФСР Анна Матвеева (сопрано); Валерий Лихачёв (баритон); Лев Мокров (баритон); солистка-инструменталистка, выпускница Одесской консерватории Людмила Ансимова (флейта); чтица, автор и ведущая литературных программ, бывшая актриса Тульского театра драмы Галина Кондрашова; чтец, ведущий программ, выпускник Московского института культуры, снявшийся в эпизоде фильма С. Герасимова «Лев Толстой» Александр Себякин; чтица, ведущая программ Лариса Шаповалова; лектор-музыковед, выпускник Новосибирской консерватории Евгений Вахонин; выпускник училища при Московской консерватории Борис Беляев (аккордеон, фортепиано); выпускница Московской консерватории Татьяна Страдзе (фортепиано); Ольга Мекка (эстрадные танцы); Диана Чарская (оригинальный акробатический жанр – «каучук»).
Лектор-музыковед Е. Вахонин, 1980-е гг. А. Себякин и Б. Беляев
Большой вклад в работу литературно-музыкального лектория внесла лектор-музыковед, выпускница Тульского музыкального училища Лидия Бондаренко, которая начала свой творческий путь в Тульской филармонии в конце 1960 годов. «На сцену выходила великая Лидия Бондаренко, держа своей магией весь зал», так о её выступлениях впоследствии отзывался режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Игорь Москалев. Многие десятилетия (вплоть до 2000-х годов) Лидия Бондаренко являлась неизменной ведущей крупных городских и областных мероприятий, праздничных торжеств и концертов, организуемых Тульской филармонией; она не раз выходила на сцену в Москве (Концертный зал им. П.И. Чайковского, Дом-музей Ф. Шаляпина, ВВЦ), Воронеже, Липецке, Рязани, Калуге и других городах России. С именем Лидии Бондаренко связаны многие интересные начинания в Тульской филармонии - музыкальная гостиная, музыкально-игровые программы для самых маленьких, циклы концертов для различных возрастных групп и многие другие.
Лектор-музыковед Л. Бондаренко
Многие музыкальные коллективы Тульской областной филармонии в то время принимали активное участие в программах литературно-музыкального лектория. С 1975 года в Тульской филармонии появился камерный оркестр «Ричеркар» под управлением виолончелиста Владимира Подгайнова и дирижера Юрия Николаевского, музыканты этого коллектива также неоднократно выступали в программах лектория.
В. Подгайнов (виолончель), Б. Беляев (аккордеон), В. Успенский (художественное слово). Начало 1980-х гг.
В завершение очерка публикуем некоторые выдержки из двух отчетов Тульской филармонии, датированных 1973-м и 1974-75-м годами. В этих документах указаны темы программ литературно-музыкального лектория, используемые формы подачи материала, места выступлений артистов и другая интересная информация.
Отчет о работе Тульской облфилармонии в III квартале 1973 года
«2. Коллектив музыкально-литературного лектория <…>, занимаясь репетиционной и организационной работой по подготовке к новому концертному сезону, одновременно проводил литературные концерты силами артистов Москонцерта и других концертных организаций страны, а также литературно-музыкальные программы из цикла «Музыкальное лето».
Всего за отчётный период было проведено 179 концертов.
За время репетиций были подготовлены две лекторийные программы.
Это программы «Музыка и революция» и «Любимые страницы классической музыки», которые подготовлены впервые созданным в филармонии струнным квартетом.
В настоящее время ведется подготовка лекторийных программ, запланированных художественным советом филармонии. <…>
Выступления концертных бригад и коллективов во Дворцах культуры, на заводах и фабриках, в учреждениях, в высших и средних учебных заведениях, в общеобразовательных и музыкальных школах, в профессионально-технических училищах.
В зависимости от степени подготовленности аудитории применялись различные формы подачи материала. В основном это:
1. Концерты-лекции - для Домов и Дворцов культуры.
2. Концерты-беседы - для школ и ПТУ.
3. Литературно-музыкальные композиции - для предприятий и учреждений.
В связи со значительным расширением работы по эстетическому воспитанию детей и юношества впервые работа проводится по специальному абонементу, тематика программ была согласована с Облоно».
Отчет о работе литературно-музыкального лектория Тульской областной филармонии
«Сезон 1974-75 г., проходивший под знаком подготовки к XXV съезду КПСС, поставил перед коллективом литературно-музыкального лектория ТОФ ответственные задачи не только планомерного эстетического воспитания трудящихся, но и совершенствование форм концертных выступлений, улучшение творческих связей со слушателями. Деятельность лектория, призванного пропагандировать классическое наследие, лучшие достижения советского искусства, была подчинена в истекшем году дальнейшему воплощению в жизнь политики нашей партии в области эстетического воспитания трудящихся.
В минувшем сезоне круг слушателей музыкального лектория филармонии в сравнении с прошлым годом значительно расширился, существенно возросли объемы работы, окрепло содружество с рабочими предприятий, тружениками села, интеллигенцией, молодежью, детьми.
Лекции-концерты, литературные вечера, музыкальные беседы, хоровые, вокально-инструментальные концерты проводились во Дворцах культуры, сельских клубах, в учебных заведениях, в красных уголках, общежитиях промышленных предприятий.
В настоящее время лекторийный коллектив насчитывает 9 концертных бригад. В выступлениях литературно-музыкального лектория участвуют фортепьянное трио, фортепьянный квинтет, ансамбль «Русские узоры», в составе которого исполнители на народных инструментах, исполнительница русских народных песен, чтецы, инструменталисты, вокалисты, лекторы-искусствоведы. <…>
Многочисленные исполнители лектория делают всё от них зависящее для качественной подготовки тематических программ и настойчиво повышают своё профессиональное мастерство.
Тематика лектория чрезвычайно разнообразна и составлена с учетом требований, которые предъявляет нам конкретная аудитория.
В сезоне 1974-75 г. литературно-музыкальный лекторий ТОФ предложил слушателям литературные и музыкальные программы, в которые включены классические произведения далекого прошлого и нашего советского времени. <…>
В прошедшем концертном сезоне особое место в работе лектория принадлежало программам, отражающим важнейшие события современности. Так, Международному году Женщины лекторием филармонии были посвящены следующие программы:
«С любовью к женщине»,
«Слово о женщине»,
«Лирический диалог».
В дни подготовки к XXV съезду КПСС лекторий знакомил слушателей с программами:
«Музыка нашей Родины»,
«Песни нашей Родины»,
«Песня остается с человеком»,
«И помнит мир спасенный»,
«Композиторы - Лауреаты Ленинской и Государственной премий»,
в которых нашли отражение героические свершения нашего народа, духовная красота советских людей - строителей коммунизма.
Хорошие отзывы и слова благодарности исполнителям говорят о том, что программы лектория пользуются у слушателей успехом.
Эстетическое воспитание молодого поколения - одна из насущных задач творческого коллектива лектория.
Просветительские и воспитательные задачи ставятся перед всеми исполнителями, работающими в детской аудитории. Тематика лектория, предлагаемая для учащихся общеобразовательных школ, ГПТУ, СПТУ, составлена с учетом возраста и подготовленности слушателя. В концертных программах для молодежи особое внимание уделено высокой идейной направленности.
В прошедшем году филармония продолжала абонементное концертное обслуживание детей и юношества в Концертном зале филармонии, в ДМШ г. Тулы и области. С музыкой композиторов-классиков юных слушателей знакомили исполнители Москонцерта, Росконцерта и артисты лектория филармонии. Одновременно с углублением и совершенствованием творческих связей с детьми, лекторий в минувшем году был занят успешным выполнением поставленной перед ним задачи охватить эстетическим воспитанием учащихся образовательных школ г. Тулы. <…> ».