Добро пожаловать на новый сайт Тульской областной филармонии.
Перейти на старую версию сайта
«И в этих звуках скоротечных… есть отголосок неземной»
22 октября 2021

22 октября исполняется 210 лет со дня рождения Ференца Листа, венгерского композитора, пианиста, дирижёра, педагога, публициста.

Barabas-liszt.jpg

Ференц Лист. 1847. Портрет работы Миклоша Барабаша

Являясь одним из крупнейших представителей музыкального романтизма, Лист как композитор сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Он создал новые инструментальные жанры – рапсодию, симфоническую поэму. Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело. Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

В стихотворении Петра Вяземского «Листу», написанном в 1842 году, есть такие строки

«Молниеносными перстами Ты отверзаешь новый мир, 

И громозвучными волнами Кипит, как море, твой клавир...»

И в этих звуках скоротечных, На землю брошенных тобой, 

Души бессмертной, таинств вечных Есть отголосок неземной».

В память о великом музыканте Ференце Листе мы публикуем подборку его высказываний о музыке и искусстве.

· Музыка воплощает в себе чувство, не заставляя его утверждать и смешать с мыслью, как оно вынуждено в большинстве искусств и, особенно в искусстве слова.

· Без фантазии нет искусства, как нет и науки. · Высшее спокойствие всё ещё остаётся идеалом большого искусства. Формы и преходящие формы жизни это всего лишь стадии к этому идеалу, который религия Христа освещает с его божественным светом.

· Гений редко торжествует без борьбы, он прокладывает себе путь, преодолевая тысячи препятствий, его подолгу не признают, на него

яростно нападают, наконец, половина его современников часто просто отрицает его существование.

· Печальна и всё же велика судьба художника. · В области импровизации музыка принадлежит цыганам, более чем кому-либо другому, без них она не будет иметь сил на существование.

· Как мать учит своих детей тому, как выразить себя на своём языке, так один цыганский музыкант преподаёт другим. Они никогда не показывали потребность в нотации.

· Вдохновения достаточно, чтобы дать выражение тону в пении, особенно когда песня без слов.

· Главная задача дирижёра не состоит в том, чтобы поместить себя в свидетельство, но исчезнуть позади его функций в максимально возможной степени. · Театр получает признание через свою инициативу, которая необходима для первоклассного исполнения.

· Это моё пылкое желание и моя самая большая амбиция оставить работу с несколькими полезными инструкциями для пианистов после меня.