Изображения
Цвета
ТФСО и пианист Андрей Гугнин исполнили произведения Скрябина, Глазунова и Чайковского
22 ноября 2021

В Концертном зале Тульской областной филармонии в рамках абонемента № 9 «Звезды XXI века» состоялся концерт симфонической музыки, в котором прозвучали произведения трёх гениев русской музыки – А.Н. Скрябина, А.К. Глазунова и П.И. Чайковского.

Солисты – лауреат международных конкурсов Андрей Гугнин (фортепиано) и заслуженный артист России Владислав Лаврик (труба)


Если это правда, то именно так - «гений, гений и гений» - Сергей Васильевич Рахманинов ответил своей жене на вопрос, что должна спутница жизни говорить своему гениальному супругу. Позаимствуем этот броский пассаж для имен композиторов, чья музыка звучала в этот день в Тульской филармонии. Названия произведений Скрябина, Глазунова и Чайковского еще при жизни их авторов не сходили с афиш всего мира, и сегодня их музыка – одна из самых исполняемых. Опять же если верить статистике, которая никогда не врет, каждые шесть минут в мире звучит одно из произведений Петра Ильича.


В первом отделении концерта в исполнении Тульского филармонического симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер Владислав Лаврик) прозвучали ранние произведения Александра Николаевича Скрябина: прелюдия (симфоническая поэма) для большого оркестра «Мечты» и концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор (солист – Андрей Гугнин). Музыка Скрябина – всегда серьезное испытание для ее интерпретаторов, которые делятся на тех, кому она дается в исполнительские руки, а кому – нет. Ее ажурные арабески, неземная утонченность, прозрачность и призрачность очень требовательны, диктуют свой, неповторимый скрябинский звук, нежнейшее прикосновение к инструменту и филигранную отточенную технику. Просто сказать, что Андрей Гугнин оправдал эти ожидания, – значит, не слышать его исполнение. Абсолютная красота, наслаждение звукотворчеством – и аплодисменты захлестнули не только зал, но и фойе, когда пианист покидал стены филармонии.


Второе отделение концерта открыла музыка Александра Константиновича Глазунова, в какой-то степени антипода Скрябина. Его лирика соткана из другой ткани – плотной, массивной, земной. Великолепный знаток оркестра, он известен прежде всего как автор крупных сочинений, как масштабный симфонист. Но на этот раз тульская публика услышала другую его музыку – мелодичную и трепетную. «Листок из альбома», написанный изначально для трубы и фортепиано, прозвучал в оркестровой обработке. Главного дирижера Тульского симфонического сменил Роман Абрамов, а Владислав Лаврик буквально запел на инструменте, вроде бы не предназначенном для лирических излияний. Этот нежный романс для трубы с оркестром чуткие слушатели восприняли как посвящение и дань уважения великому солисту-трубачу XX века Тимофею Докшицеру, 100-летний юбилей которого музыкальный мир отмечает в декабре. Именно Докшицер и был первым исполнителем «Листка из альбома», ранее неизвестного сочинения Глазунова, найденного в послевоенные годы.

Завершила программу концерта Пятая симфония Петра Ильича Чайковского – произведение, требующее от исполнителей и публики огромного эмоционального напряжения и работы мысли. Безысходный мрак и безнадежность начала, реквием второй части, бездыханный вальс третьей и неоднозначный финал пронизаны смертельной схваткой струнных и меди, света и тьмы, жизни и смерти. Что победит на этот раз? Этот вопрос всегда встает перед слушателями и исполнителями, ибо финал не дает однозначного решения. Каждый раз ответ зависит от того, насколько исполнители понимают язык Чайковского, как слышат его тайнопись, как именно в этот конкретный момент разворачивается поле битвы. Оголенный нерв этой музыки, мастерство дирижера и оркестра держали публику в невероятном напряжении. Несомненно, каждый услышал свой финал – растерзанный или ослепительный, но в одном согласятся все: это исполнение стало событием.