Изображения
Цвета
Тульский симфонический и Гайк Казазян: посвящение Микаэлу Таривердиеву
10 декабря 2021

9 декабря в Концертном зале Тульской областной филармонии в рамках абонемента № 8 «Вечера с Тульским симфоническим»» состоялся концерт «Памяти Микаэла Таривердиева»

xvFgXIGw8xc.jpg

В 2021 году исполнилось не только 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева. 25 лет назад не стало великого мастера, который начал писать музыку к профессиональному кино 65 лет назад.

Точкой отсчета жизни его киномузыки обычно считается 1958 год, когда на экраны вышел фильм «Юность наших отцов». Но киноэпопея Таривердиева началась чуть раньше, в 1956-м, когда о работе на профессиональной студии и не мечталось. Именно с этого времени имя Микаэла Леоновича оказалось на всю жизнь связано с экраном. Поэтому магические слова «М. Таривердиев. Музыка к кинофильмам» обеспечили настоящий аншлаг в Концертном зале (конечно, насколько это оказалось возможным в современных условиях).

_uKxl4TIgbM.jpg

Однако Тульский филармонический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист России Владислав Лаврик) и скрипач Гайк Казазян показали слушателям другую грань композиторского дарования Таривердиева.

Первое отделение концерта открыла сюита из балета «Девушка и смерть» по поэме-сказке Максима Горького. Три фрагмента очень точно показали самые главные качества музыки Таривердиева: медитативное, «говорящее» со слушателем адажио, лаконичный вальс и дерзкая, сочная, буквально «на один кадр» тарантелла.

8JlaueNLxoE.jpg

Первый скрипичный концерт в исполнении одного из ведущих скрипачей своего поколения, лауреата международных конкурсов Гайка Казазяна стал настоящим открытием и откровением. Мелодический дар «последнего романтика современной музыки», его умение высказываться просто и незабываемо, - известные всем качества таланта композитора. Но высокий трагический нерв первой части концерта, погружение в невероятные глубины рефлексии во второй и экспрессия финала показали, что музыка Таривердиева — высокое искусство, такое же зеркало эпохи, как произведения признанных мэтров отечественного симфонизма.

2NcOI0fRj6I.jpg

Монолог музыки Микаэла Таривердиева во втором отделении продолжили сюиты из кинофильмов «Пассажир с экватора», «Король-олень», «Судьба резидента» «Золотая речка», «Ольга Сергеевна», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Оркестровые транскрипции высветили в этих, всеми любимых мелодиях ту, особенную интонацию души, которая и определила их долголетие…