Изображения
Цвета
Он открыл русское искусство всему миру
31 марта 2022

К 150-летию Сергея Дягилева

«Этот стихийный человек – одна из

самых характерных фигур нашей Родины,

соединявшая в себе все чары и

всю непогасшую мощь русской культуры».

Александр Бенуа

в книге «Дягилев. Русские сезоны навсегда». 

31 марта исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Павловича Дягилева – выдающегося театрального и художественного деятеля, антрепренера, создавшего триумфальные Русские сезоны и «Русский балет Дягилева». Ему удалось покорить весь мир величием русского искусства. 

Sergei_Diaghilev_01.jpg

«Дьявол во плоти», «священный монстр», «русский принц», – так говорил о нем французский писатель Жан Кокто. Сергей Дягилев через искусство оперы и балета рассказывал всему миру об отечественной культуре с ее национальными традициями. На лучших театральных сценах мира выступали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин. Именно благодаря Дягилеву парижский искушенный зритель узнал о Федоре Шаляпине, исполнившем главную роль в опере «Борис Годунов».

Имя Дягилева упоминается в мемуарах едва ли не всех ярчайших представителей искусства того времени. Он сотрудничал с художниками Пабло Пикассо и Анри Матиссом, с композиторами Морисом Равелем, Клодом Дебюсси и Эриком Сати. Среди его друзей была великая Коко Шанель, которая нередко поддерживала его дорогостоящие постановки и сама создавала к ним эскизы сценических костюмов. Пабло Пикассо говорил: «Дягилев сделал больше для распространения моей славы в международном масштабе, чем парижские экспозиции Розенберга».

Анри Матисс, как и многие его современники, отмечал противоречивость и стихийность характера Дягилева: «Невозможно понять, что он за человек, он очаровывает и сводит с ума одновременно, словно змея, он ускользает из рук – в сущности, его волнует только он сам и то, чем он занимается». По воспоминаниям артиста балета Сержа Лифаря, сам импресарио на вопрос о его жизни отвечал: «Я лично ни для кого не интересен; интересна не моя жизнь, а моё дело».

Однако именно масштаб и уникальность его личности, поразительная интуиция и деловитость во многом определили успех дела, которому он посвятил всего себя. Сергей Дягилев не только показал новый русский мир Западу, но, что не менее ценно, открыл «Россию русским».

Фигура основателя журнала «Мир искусства» стала ключевой для представителей Серебряного века в России. Авторами статей в лучшем журнале об искусстве был весь «свет» русского литературного символизма – Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, знаменитые художники – Александр Бенуа, Валентин Серов, Илья Репин и многие другие. 

Стремление Дягилева удивить весь мир русским искусством исходило в первую очередь из его собственного восхищения им и, несомненно, из его любви к родине. Несмотря на многолетнее пребывание импресарио за границей, частые переезды, и даже на то, что за всю свою самостоятельную жизнь у него не было своего дома в России, все, кто его знал, отмечали его «русскость». Выразительность лица, живость и при том твердость, отличительную полуулыбку, весь его «дягилевский шарм» вместе с крупной его фигурой и монументальностью представляли собой образ настоящего русского барина – впрочем, каковым он и являлся.

В юношеские годы Дягилев особенно сильно интересовался музыкой. Он боготворил Чайковского; живя неподалеку, Сергей часто посещал «дядю Петю» (Дягилевых и Чайковских связывало далёкое родство).  Некоторое время он занимался у Римского-Корсакова, но тот умерил музыкальный пыл молодого человека, не оценив его произведения.

Таланту Дягилева со временем стало тесно в Петербурге, и он отправился покорять Европу. В 1906 году состоялась первая выставка русских художников на Осеннем салоне в Париже, успех был неслыханный. Через год проходит музыкальный Русский сезон (Исторические русские концерты) – звучат имена Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Модеста Мусоргского. С концертов Дягилева начинается и слава Фёдора Шаляпина. Перед премьерой оперы «Борис Годунов» в Парижской «Гранд-Опера» к Дягилеву в отель пришел взволнованный Шаляпин со словами: «Я завтра не могу петь… Боюсь… Не звучит». Дягилев изо всех сил старался успокоить Шаляпина, и ему это удалось. Уже на следующий день Париж был потрясён, публика в исступлении кричала, люди взбирались на кресла, махали, стучали, плакали от восторга.

В 1909 году Дягилев отправился поражать Запад русским балетом, который сам обожал, ведь именно в нём он видел синтез живописи, музыки и танца. Подготовка спектаклей проходила под высочайшим покровительством императорской фамилии – это было важной заслугой Дягилева. С большой субсидией, площадкой Театра Эрмитажа, костюмами и декорациями Мариинского театра началась подготовка принципиально нового «дягилевского» балета. Задействованы были главные деятели искусства того времени, однако Дягилев контролировал практически всё – работу декораторов, костюмеров, звучание оркестра. Никто не чувствовал лучше него, что должно войти в историю мирового искусства. Дягилев обладал исключительным чутьём обнаруживать таланты. Балерина Тамара Карсавина писала: «Для него бывало огромной радостью открыть гений там, где менее верная интуиция не увидела бы, в большинстве случаев, ничего, кроме эксцентричности…».

Русский балет вслед за живописью и оперой блистал в Париже, его признали «величайшим художественным откровением». Дягилев расширял рамки классического балета. Он поддерживал эксперименты с танцевальными формами, которые во многом опережали время. Анна Павлова блистала на сцене в «Сильфидах», «гений и ангел» Вацлав Нижинский напомнил Европе о самостоятельном мужском танце. Живопись и декорации Александра Бенуа и Льва Бакста к спектаклям пленяли своей красотой. Одним словом, русское искусство царствовало в Париже. 

Русские сезоны шествовали по Европе до самой смерти великого антрепренера. Их настигал и ошеломляющий успех, и кризисы. Случалось и так, что доходы не всегда могли покрыть траты на расходы труппы. Спустя годы искусство стало настоящей страстью для Дягилева, а сила его характера позволяла претворять в жизнь самые амбициозные идеи. «Надо идти напролом. Надо поражать и не бояться этого, надо выступать сразу, показать себя целиком, со всеми качествами и недостатками своей национальности», – говорил Дягилев.

По материалам spbcult.ru и других открытых информационных источников