Изображения
Цвета
Артисты филармонии представили в тульском филиале ГИМ программу «Фаберже. Мастера изящных грёз»
25 сентября 2022
Совместный проект филиала Государственного исторического музея в Туле и Тульской областной филармонии, в рамках которого артисты представляют в музейном пространстве специально подготовленные программы, тематически созвучные проходящим в этот момент выставкам, стартовал в прошлом сезоне. Тогда в период работы выставки «Романовы» посетителей филиала ГИМ пригласили на концерт «Музыка при дворе Николая I и Александра I», а во время выставки «Альбрехт Дюрер и его эпоха» - на концерт «Дюрер глазами музыкантов».

3 октября в ГИМ завершает работу выставка «Фаберже и придворные ювелиры», за неделю до ее закрытия, 25 сентября артисты Тульской филармонии представили программу «Фаберже. Мастера изящных грез».
«Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж…»

Стихотворение Игоря Северянина стало эпиграфом к программе, рассказывающей об эпохе модерна – стиля, оказавшего огромное влияние на процессы, происходившие в культуре конца XIX – начала XX века. Известный русский ювелир Карл Фаберже, которого современники называли «Левша Петербурга» и «певец изящных грез», был ярчайшим представителем модерна. Эстетика модерна – с ее изысканностью, декоративностью, стремлением к стилизации и способностью совместить несовместимое, ярко проявилась и в музыке.

Среди шедевров Карла Фаберже есть серия камнерезных фигурок животных, обитавших в загородном замке английских королей. Прямая параллель – с циклом «Карнавал животных» К. Сен-Санса, фрагменты из которого исполнили музыканты инструментального ансамбля «Легенда»: Вадим Подалёв (аккордеон), Сергей Чекунов (баян), Денис Агафонов (балалайка-контрабас), Алексей Зайцев (фортепиано, ударные)., Константин Соломатин ( бас-гитара, балалайка)
Заслуженный артист России Яков Соловьев сыграл оригинальную пьесу Ж. Б. Арбана – польку «Пасхальные цветы» на оперу «Лакоме» Д`Эсталянса. О том, какое место пасхальная тематика занимает в творчестве Фаберже и его коллег-ювелиров, известно всем.

Одним из мощных направлений русского модерна стал национальный романтизм, который ярко проявился в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Не избежали увлечения «русской темы» и отечественные композиторы, в том числе С. В. Рахманинов. В программу концерта была включена его авторская обработка русской народной песни «Белолицы, румяницы вы мои», исполнители – Марина Астапова (народный вокал) и Яков Соловьев (фортепиано).

«Рафинированная женщина! Разве можно от женщины требовать многого?», - это строчки из песни Александра Вертинского, блистательного артиста и также представителя русского модерна. «Рафинированную женщину» исполнила и сыграла актриса и ведущая программы Татьяна Тимошенкова.

А в финале концерта прозвучали фрагменты сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», написанной в память о друге композитора, художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. К слову, знаменитые русские ювелиры, в том числе И. Хлебников и П. Овсяников сотрудничали с Гартманом и выпускали изделия, выполненные по его эскизам…