Изображения
Цвета
«Я не хочу покорять…»
25 января 2023
25 января исполняется 110 лет со дня рождения польского композитора, дирижера, одного из крупнейших музыкантов XX века Витольда Лютославского.


Витольд Лютославский прожил долгую и насыщенную творческую жизнь; до преклонных лет он сохранил высочайшую требовательность к себе и способность обновлять и варьировать манеру письма, не повторяя собственные прежние находки.
Неустанное развитие композиционной техники Лютославского вплоть до последних лет жизни удивляло многих. Оливье Мессиан, назвавший в 1970-е годы назвал путь Лютославского экстраординарным, писал: «Хотя он начал сочинять как неоклассик, он не остался на этих позициях, а вместо этого все глубже и глубже погружался в свое развитие. Если мы сравним его ранние композиции с более поздними, мы увидим, какой большой скачок в неизвестность он сделал. Это редкое качество. Большинство людей, становясь старше, лишь утверждаются на путях своей юности; но Лютославский все больше и больше врастал в современность, и именно это кажется мне экстраординарным. Что могло бы вызвать бóльшую веру в композитора, чем то, что он утверждает себя как юноша в зрелые годы?» 
Эта особенность эволюции композитора тем более удивительна, если учесть, что к созданию своего оригинального музыкаль¬ного языка он пришел лишь во второй поло¬вине 1950-х годов (Пять песен на слова К. Иллакович, 1957; «Траурная музыка» для струнных, 1958); Вторую симфонию — самое авангардистское произведение — завершил в 1967 году в возрасте пятидесяти четырех лет, а Третью — одно из лучших своих сочинений — в семьдесят!
Стимулом для постоянных поисков в сфе¬ре композиции часто выступал тот факт, что Лютославский почти всегда не был полностью удовлетворен результатом своего труда. В одном из интервью он говорил в 1990 году об общепризнанном шедевре «Mi-parti» (1976), что не слишком доволен произведением и теперь написал бы его совсем иначе.
Влияние идей второго авангарда особенно заметно в двух композициях мастера. Это «Три стихотворения Анри Мишо» для смешанного хора, оркестра медных и деревянных духовых, а также ударных (1961–1963) и Струнный квартет (1964). «Три стихотворения Анри Мишо» написаны в двух (!) партитурах — хоровой и инструментальной (случай небывалый в истории музыки; в каждой из партитур содержится набранный мелким шрифтом дирекцион другой). Во II части этого сочинения («Великая битва») использована коллективная 20-голосная декламация без точной фиксации музыкальной высоты; в целом это — ошеломляющая сонористическая картина в динамическом диапазоне от шёпота до крика, с шумовой канонадой ударных, «инфернальными» трубными сигналами, магическими возгласами «Абрах!» и т. п. Исполнение произведения требует участия одновременно двух дирижеров. У Струнного квартета нет общей партитуры: каждый участник квартета имеет лишь свою партию. В квартете максимально использованы возможности алеаторики, но контролируемой (при его написании композитор тщательно выверял возможные варианты сочетания голосов, выправляя наиболее нежелательные). 
Лютославский — крупнейший симфонист в музыке второй половины ХХ столетия. Изысканность и элегантность музыки, тончайшая палитра инструментальных кра¬сок — все, казалось бы, свидетельствует об элитарности его искусства. И в то же время отличительными качествами сочинений польского мастера стали масштабность развертывания формы и мощный симфонический процесс в сочетании с неповторимой оригинальностью драматургического мышления.
Хотя по общему композиционному замыслу произведения Лютославского весьма разнообразны (в каждой очередной партитуре он стремился решать новые задачи), преобладающее место в его зрелом творчестве заняла двухчастная композиционная схема, впервые опробованная в Струнном квартете (1964): первая фрагментарная часть, меньшая по объему, служит развернутым вступлением ко второй, насыщенной целеустремленным движением, кульминационная точка которого достигается незадолго до конца произведения. 
Двухчастная схема, варьируемая с неисчерпаемой изобретательностью, стала своего рода матрицей для изобилующих разнообразными перипетиями инструментальных «драм» Лютославского. В зрелых произведениях композитора не найти ни явных признаков «польскости», ни каких-либо реверансов в сторону нео- романтизма или других «неостилей»; он никогда не прибегает к стилистическим аллюзиям, не говоря уже о прямом цитировании чужой музыки. В каком-то смысле Лютославский — изолированная фигура. Наверное, этим и определяется его статус классика XX века и принципиального космополита: он создал свой, абсолютно самобытный мир, дружественный по отношению к слушателю, но очень опосредованно связанный с традицией и другими течениями новой музыки.
В заключение стоит процитировать слова из собрания интереснейших бесед Лютославского с московским музыковедом И. И. Никольской: «Горячее желание близости с другими людьми через искусство присутствует во мне постоянно. Но я не ставлю перед собой цели завоевать как можно большее число слушателей и сторонников. Я не хочу покорять, но хочу находить своих слушателей, находить тех, кто чувствует так же, как я. Как можно достичь этой цели? Думаю, только через максимальную художническую честность, искренность выражения на всех уровнях — от технической детали до самой потаенной, интимной глубины... Тем самым художественное творчество может выполнять и функцию „ловца“ человеческих душ, стать лекарством от одного из самых мучительных недугов — чувства одиночества».

По материалам www.belcanto.ru , mus.academy и других открытых информационных источников.

Музыку композиторов XX века приглашаем услышать в Колонном зале Дворянского собрания 7 апреля в 18:30. В авторской программе пианиста Виталия Юницкого «Музыка XX века» прозвучат сочинения О. Мессиана, Д. Шостаковича, С. Прокофьева.