Изображения
Цвета
Елена Таросян и ТФСО. Гимн Сибелиусу
05 февраля 2023

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Ян Сибелиус, главный композитор Финляндии, знак и символ финской культуры, – один из наиболее выдающихся симфонистов рубежа XIX-XX веков. Музыка Сибелиуса, благополучно пережив тернии музыкального авангарда, скепсис профессионалов и сомнения автора в значимости своего творчества, открывается для мира новыми гранями. Главная из них – упоительная, неустаревающая мелодичность, о которой сам композитор написал, что Бог сыплет мелодии с неба ему на голову и хочет, чтобы он комбинировал их в картины.

Эти симфонические картины гости филармонии услышали 4 февраля в Концертном зале филармонии в исполнении Елены Таросян (скрипка) и Тульского филармонического симфонического оркестра (главный дирижёр – Владислав Белоусов). В качестве обрамления во вступлении и коде концерта прозвучали произведения, не заявленные в основной программе и ставшие настоящим подарком для публики. Это были два самых известных произведения Яна Сибелиуса: симфоническая поэма «Финляндия» в начале первого отделения, а на бис, в конце второго – поэтичный и меланхоличный «Грустный вальс».

В первом отделении после «Гимна Финляндии», – так часто называют заключительные такты симфонической поэмы, прозвучал гимн скрипичного репертуара – Концерт для скрипки с оркестром ре минор. Сложнейший опус в своем жанре, буквально выстраданный автором, пропитанный кровью и мозолями его несостоявшейся карьеры виртуоза… Этот концерт всегда воспринимался как музыка судьбы композитора.

Соединить техническую запредельность с болью личной и общечеловеческой – особый знак исполнительского мастерства. Лауреат международных конкурсов, выпускница Московской консерватории (класс профессора Э.Д. Грача), концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра, артистка Санкт-Петербургского Дома музыки Елена Таросян не просто сыграла, а прожила этот концерт. Тульский симфонический оркестр не первый раз исполнял «скрипичный Эверест» Сибелиуса с выдающимися солистами, но это выступление, по признанию тульских музыкантов, было пронизано особой мощью и энергетикой.

На бис Елена Таросян исполнила произведение композитора и скрипача, близкого Сибелиусу отрицанием «удушливых газов современной цивилизации» – Фрица Крейслера. Его «Речитатив и скерцо-каприс» для скрипки соло – фактически современник скрипичного концерта финского композитора, написанного в начале XX века, и также отличается изысканной сложностью, требующей филигранной техники.

Второе отделение концерта было посвящено еще одной исповеди души Яна Сибелиуса, – именно так он называл свою Вторую симфонию ре мажор. Когда-то в споре с Густавом Малером Сибелиус сказал, что видит симфонию как кратко и ёмко изложенную тему-идею. Спустя столетие тема его ре-мажорной симфонии звучит не в пику Малеру, а параллельно его мысли о том, что написать симфонию равнозначно построить целый мир. Только мир Сибелиуса – свой, пронизанный любовью к финской природе и песням, с вдохновенными мелодиями второй части и финала. Тульский симфонический оркестр под руководством Владислава Белоусова исполнил этот мелодический узор так, как задумал автор: «Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое». 

В одно целое представление о Яне Сибелиусе как человеке и музыканте помогли собрать ведущие концерта Ольга Окнинская («Путеводитель по концерту») и Марина Бодрова.

Концерт стал первым проектом абонемента № 9 «Звёзды XXI века». Впереди – новые имена и открытия.