В Колонном зале Дворянского собрания, в рамках цикла «Доступная филармония» артисты Тульской филармонии представили программу «Фаберже. Мастера изящных грез».
Это одна из серии программ, созданных в содружестве с филиалом Государственного исторического музея в Туле и по мотивам проходящих в нем выставок. Выставки рано или поздно закрываются, а программы продолжают жить – теперь в Колонном зале Дворянского собрания. Эта появилась и впервые была представлена в период работы выставки «Фаберже и придворные ювелиры».
Ювелирное искусство – и музыка. Блестящая и завораживающая эпоха модерна, оставившая яркий след в национальной культуре России и Европы… Благодатная тема и для выставки, и для концерта.
Карла Фаберже – одного из знаковых представителей русского модерна – называли «певцом изящных грез». Ювелиры, художники, музыканты той эпохи действительно были «певцами грез», но прежде всего – великолепными мастерами…
Эстетика модерна с ее изысканностью, декоративностью, прихотливостью, стремлением к стилизации и способностью совместить несовместимое, ярко проявилась и в музыке. Об этом и о многом другом слушателям рассказала ведущая Татьяна Тимошенкова. Она обратила внимание на пересечение тем, сюжетов, стилистики в декоративно-прикладном искусстве (в ювелирном искусстве в частности) и музыке.
Серия изумительных камнерезных фигурок животных, сделанных Фаберже – и «Карнавал животных» Сен-Санса; легендарные пасхальные яйца – и «Пасхальная полька» Арбана, национальный романтизм, охвативший все виды искусств в начале прошлого века – и русская тема в творчестве Рахманинова…
В программе прозвучала музыка русских и зарубежных композиторов XIX - XX веков: М. П. Мусоргского, К. Сен-Санса, С. В. Рахманинова, Ж. Б. Арбана в исполнении инструментального ансамбля «Легенда» (руководитель - Вадим Подалёва, заслуженного артиста России Якова Соловьёва (фортепиано), Екатерины Залётовой (сопрано), Марины Астаповой (народный вокал).
Неожиданный, но, безусловно, приятный момент: Татьяна Тимошенкова на время вышла из роли ведущей и исполнила песню «Рафинированная женщина» Александра Вертинского - блистательного артиста, ставшего одним из символов эпохи модерна. Его «грёзы» были действительно изысканными, утонченными – и бесконечно пленительными…