Изображения
Цвета
Галантный бунтарь
19 февраля 2023
«Огненный и мечтательный Боккерини своими произведениями 70-х годов становится в самые первые ряды бурных новаторов той эпохи, смелая гармония его предвосхищает звучания будущего».
Э. Бюкен


19 февраля исполняется 280 лет со дня рождения итальянского композитора и виолончелиста Луиджи Родольфо Боккерини.


Творческий стиль Боккерини явился своего рода мостом между галантным стилем рококо и зарождающимся классицизмом. Композитор соединил утонченность, воздушность рококо, привив на этот фундамент галантного стиля новые, ранее не присутствовавшие в нем драматические эмоциональные состояния и новые смелые гармонические решения. Однако новый стиль, выстраиваемый Боккерини в его сочинениях, казался для многих его современников «грубым и резким».
Музыкальное наследие Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений. В «век оперы», как нередко называют XVIII столетие, он создал лишь несколько музыкально-сценических произведений. Виртуоза-исполнителя влекут к себе музыкальные инструменты и инструментальные ансамбли. Перу композитора принадлежат около 30 симфоний; различные оркестровые произведения; многочисленные скрипичные и виолончельные сонаты; скрипичные, флейтовые и виолончельные концерты; около 400 ансамблевых сочинений (струнные квартеты, квинтеты, секстеты, октеты).
Стиль Боккерини — это не только темперамент, мелодизм, изящество, в которых мы узнаем признаки итальянской музыкальной культуры. Он впитал и черты сентименталистского, чувствительного языка французской комической оперы (П. Монсиньи, А. Гретри), и ярко экспрессивного искусства немецких музыкантов середины столетия: композиторов из Мангейма (Я Стамица, Ф. Рихтера), а также И. Шоберта и знаменитого сына И. С. Баха — Ф. Э. Баха. Композитор испытал и влияние крупнейшего оперного композитора XVIII в. — реформатора оперы К. Глюка: не случайно одна из симфоний Боккерини включает широко известную тему танца фурий из 2 акта глюковской оперы «Орфей и Эвридика». Боккерини был одним из зачинателей жанра струнного квинтета и первым, квинтеты которого обрели европейское признание. Их высоко ценили В. А. Моцарт и Л. Бетховен — создатели гениальных произведений в жанре квинтета. 
Нельзя не отметить и творческий союз Боккерини с выдающимися струнными исполнителями своего времени Пьетро Нардини и Филиппо Манфреди (скрипка), Джузеппе Камбини (альт). Струнный квартет музыкантов был одним из первых профессиональных коллективов подобного рода в музыкальной истории Европы.
Музыка Боккерини ярко эмоциональна, как и сам ее автор. Французский скрипач П. Роде вспоминал: «когда чье-либо исполнение музыки Боккерини не отвечало ни замыслу, ни вкусу Боккерини, композитор не мог больше себя сдерживать; он приходил в волнение, топал ногами, а как-то, потеряв терпение, убежал со всех ног, с криком, что терзают его детище».
Лавассер и Бодио в «Методе Парижской консерватории», написанной на основе скрипичной школы Байо, Крейцера и Роде, дают Боккерини следующую характеристику: «Если он (Боккерини — прим. авт.) заставляет виолончель петь соло, то с таким глубоким чувством, с такой благородной простотой, что забывается искусственность и подражание; слышится какой-то чудесный голос, не раздражающий, а утешающий».
И при жизни, и после смерти Боккерини оставался среди наиболее почитаемых музыкантов. А его высочайшее исполнительское искусство оставило неизгладимый след в памяти современников и потомков. 
В некрологе «Всеобщей музы¬кальной газеты» говорится: «Он был, конечно, одним из вы¬дающихся инструментальных композиторов своего отечества Италии... Он шел вперед, в ногу со временем, и принимал участие в развитии искусства, начало которому было поло¬жено его старым другом Гайдном... Италия ставит его на¬равне с Гайдном, а Испания предпочитает его немецкому маэстро, которого там находят слишком ученым. Франция высоко уважает его, а Германия... знакома с ним еще слиш¬ком мало. Но где его знают, умеют наслаждаться и ценить, в особенности мелодическую сторону его сочинений, там его любят и высоко чтут... Особенная его заслуга по отношению к инструментальной музыке Италии, Испании и Франции за¬ключалась в том, что он был первым, написавшим там нашедшие себе всеобщее распространение квартеты, все голоса которых являются облигатными. По крайней мере, он был первым, получившим всеобщее признание. Он … своими ранними произведениями в названном жанре музыки произвел там сенсацию еще раньше, чем Гайдн, которого тогда еще чуждались».
За истекшие столетия творения итальянского мастера не потеряли своей свежести, непосредственности воздействия. Сольные и ансамблевые пьесы Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности инструмента. Именно поэтому современные исполнители охотно обращаются к творчеству итальянского композитора.

По материалам belcanto.ru , classicalmusicnews.ru и других открытых информационных источников.