Изображения
Цвета
Родина хроматической гармоники — Тула
27 февраля 2023
27 февраля исполняется 195 лет со дня рождения Николая Ивановича Белобородова – талантливого тульского самородка, музыканта-самоучки, изобретателя первой в России хроматической гармоники и организатора первого в мире оркестра гармонистов.


Однажды совсем юному туляку Николаю Белобородову во время посещения Нижегородской ярмарки была куплена семиклавишная гармоника. Никто не думал, что этот неожиданный подарок сыграет такую роль в жизни мальчика. По воспоминаниям очевидцев Николай все свободное время проводил с гармоникой и к одиннадцати годам хорошо на ней играл.
После смерти отца Николай открывает красильную мастерскую во флигеле своего дома, построенном дедом – Матвеем Макаровичем Белобородовым (в настоящее время в этом здании находится Мемориальный музей Н. И. Белобородова). Предприятие приносит мало доходов и средств едва хватает на жизнь, но зато у Николая Ивановича остается много свободного времени, которое он целиком посвящает игре на гармонике, шлифуя и оттачивая свое исполнительское мастерство. Часто в доме Николая Белобородова собираются его друзья, такие же страстные любители инструмента, и пробуют играть вместе. Однако, их попытки оказываются малоуспешными из-за диатонического строя и единой настройки гармоник.
Николай Белобородов серьезно задумывается над тем, как усовершенствовать инструмент. Решение реконструировать двухрядную гармонику и придать ей хроматический строй для расширения исполнительских возможностей инструмента все более крепнет. Наконец, после раздумий, поисков и консультаций с местными музыкальными мастерами, заказ был дан Л. А. Чулкову — старшему «гармонных дел мастеру». По эскизам Н. И. Белобородова и под его непосредственным наблюдением мастер изготовил качественно новый, с полным хроматическим строем инструмент.
Эта уникальная гармоника долгое время хранилась как семейная реликвия у дочери изобретателя М. Н. Кувалдиной, позже была передана в Тульский краеведческий музей (в настоящее время представлена в экспозиции Мемориального музея Н. И. Белобородова).
Инструмент по своим звуковым качествам и оригинальности конструкции отличался от большинства бытовавших в то время. Гармоника Н. И. Белобородова внешне очень красива, украшена слоновой костью, интересна по форме. Правая клавиатура — двухрядная, с 23 клавишами (12 основных тонов и 11 полутонов), с диапазоном от «ми» малой октавы до «до» третьей октавы. В левой клавиатуре — три баса, три мажорных и три минорных аккорда. К конструктивным недостаткам следует отнести общий недостаток гармоник того периода: в разжим они издавали один звук, в сжим — другой. Это было очень неудобно. Тем не менее, наличие хроматического звукоряда гармоники Николая Белобородова намного расширили ее исполнительские возможности, поставив в один ряд с так называемыми «культурными» инструментами. Именно гармоника Белобородова явилась прообразом последующих более усовершенствованных инструментов, в частности, современного баяна. Стало возможно исполнение без каких-либо искажений произведений классической музыкальной литературы; доступны стали и совместные формы исполнения.
Скоро по заказу Белобородова были изготовлены две аналогичные гармоники и появилось первое трио в составе Николая Ивановича и его дочерей Софьи и Марии. Трио, пользовавшееся известностью в городе, принимало участие в разного рода мероприятиях с благотворительными целями.
Удачный опыт совместной игры убедил Николая Белобородова в возможности создания целого оркестра. Друзья и сторонники поддержали Николая Ивановича. Мастера Тулы выполнили заказ и изготовили оркестровые гармоники, которые вначале были названы: прима, секунда, флейта-пикколо, альт, виолончель, бас, контрабас. Эти первые образцы инструментов отличались друг от друга по тембру и диапазону. Впоследствии массовое производство их не привилось: слишком трудоемким оказался процесс изготовления и настройки гармоник системы Белобородова. Тем не менее, около двадцати экземпляров послужили инструментальной основой первого оркестра, который вначале назывался «хором».
Коллектив, состоявший из друзей Николая Ивановича Белобородова — рабочих патронного и оружейного заводов Тулы — насчитывал 10 музыкантов. Большинство участников не знало нотной грамоты, как и сам руководитель. Поэтому, несмотря на зрелый возраст, Николай Иванович решает учиться сам и учить своих товарищей, обращаясь для этой цели за помощью к местным военным капельмейстерам Шарову и Бузовкину.
Репетиции оркестра, как правило, проходили по воскресным дням в доме Белобородова. Иногда далеко за полночь раздавались звуки гармоник, а заинтересованные туляки простаивали: у окон и слушали небывалый оркестр.
После отдельных выступлений в частных неофициальных вечерах власти города разрешили проводить репетиции в помещении Дворянской гимназии.
Оркестр хроматических гармоник был организован в 1880-е годы.  Вскоре коллектив пополнился новыми музыкантами и вырос до 16 участников. Сохранился подлинник документа, написанный рукой Николая Ивановича Белобородова, в котором значатся следующие фамилии: С. Л. Вельковский, А. П. Потапов, Н. И. Сопрыков, А. И. Носков, В. Ф. Мортов, В. А. Соловьев, И. С. Боташов, А. Н. Якимов, П. И. Полясов, Д. И. Жижин, Н. В. Арехов, И. П. Пастухов, И. Л. Рыжков, Д. А. Хитров, Н. Л. Трунов, В. П. Хегстрем.
Деятельность оркестра потребовала немалых средств. Коллектив начал выезжать на концерты, однако, наступил такой момент, когда Николай Белобородов для продолжения успешно начатого дела был вынужден заложить свой собственный дом.
1880 год был ознаменован важным событием — выходом в свет первого печатного пособия, материал для которого собирался и обобщался в течение нескольких лет. «Школа для хроматической гармоники по системе Н. И. Белобородова» сыграла большую роль в популяризации инструмента. В 1893 году Белобородов совместно с И. С. Ивановой создает новый самоучитель, явившийся более полным руководством для обучения игре на хроматических гармониках. В тот период коллектив уже набрал силу, и издатель А. Е. Кулаков в предисловии к пособию отмечал высокий уровень оркестра: «Я поставил себе в необходимость удостовериться фактически и лично присутствовал (у автора этой школы г. Белобородова) во время исполнения на хроматических гармониках и вполне убедился в несправедливости мнений гг. гармонистов, так как слышанная мною игра настолько была правильна и приятна, что положительно забываешь, что это гармоники, а не оркестр из ученых музыкантов». В репертуаре оркестра, наряду с народными песнями, были произведения классики. Туляки исполняли попурри из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), увертюру к опере Ф. Герольда «Цампа», фрагменты из оперетт Ф. Зуппе.
Николай Белобородов пробует свои силы как композитор, и к концу столетия появляются его сочинения, написанные специально для оркестра: полька-фантазия, кадриль, вальс, пьеса «Шалунья». Безусловно, эти произведения носили характер некоторой салонности, и их художественная ценность невелика, однако их следует считать первыми оригинальными сочинениями для оркестра гармоник.
Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Один из них — Кальбе — от имени австрийской фирмы уговаривал Николая Белобородова продать патент на свое изобретение. Но подлинный патриот Белобородов, несмотря на тяжелое материальное положение, наотрез отказался это сделать, заявив: «Родина хроматической гармоники — Тула, это русское изобретение, пусть оно в России и останется».
Летом 1893 года близ Ясной Поляны произошла неожиданная встреча участников коллектива с Л. Н. Толстым. Увидев необычных музыкантов, писатель изъявил желание их послушать. Тут же состоялся импровизированный концерт. Л. Н. Толстой задал оркестрантам несколько вопросов по нотной грамоте, расспрашивал об инструментах, на которых они играли, и остался очень доволен. Эта встреча была не единственной, несколько позже Л. Н. Толстой специально пригласил оркестр к себе в имение.
Если днем рождения коллектива считать его первое публичное выступление, зафиксированное официальными печатными органами, то, безусловно, следует назвать дату 22 февраля 1897 года. Газета «Тульские губернские ведомости» сообщала: «В субботу, 22-го февраля 1897 года, в большом зале Дворянского Собрания имеет быть лотерея-аллегри в пользу Попечительства Тульских детских приютов. В числе выигрышей будут розыграны: серебряные, мельхиоровыя, фарфоровый вещи, музыкальные инструменты, сервизы и многие другие ценные предметы. Цена билета 20 коп. Начало открытия лотереи-аллегри в 1 час дня. Во время розыгрыша лотереи-аллегри будет играть кружок любителей, под управлением Н. И. Белобородова».
С этого момента популярность оркестра растет, а его руководитель, будучи к тому времени человеком весьма преклонного возраста, продолжает настойчиво учиться.
Возвращаясь к вопросу инструментального оснащения оркестра, следует отметить, что создание оркестровых разновидностей гармоник было оправдано уже в тот далекий период, когда тембровый потенциал не удовлетворял Белобородова, и он предпринял шаги для обогащения исполнительской палитры своего оркестра. Пополняется репертуар оркестра (вальс из оперы Ш. Гуно «Фауст», «Полонез» М. Огиньского).
Все чаще оркестр выступает в открытых концертах с благотворительной целью. Нередко сборы от выступлений, по инициативе Николая Белобородова, поступали в фонд детских домов Тулы. Денег, вырученных от выступлений, едва хватало, большая часть их раздавалась наиболее нуждавшимся оркестрантам-любителям, которым приходилось оставлять свою непосредственную работу на время выступлений коллектива вне Тулы. Таких выступлений оркестра хроматических гармоник было немного. Очевидно, здесь сказывались личные черты характера Николая Ивановича. По натуре он был очень скромным человеком, и его не прельщала деятельность гастролера-концертанта. Во время выездных концертов Белобородов часто уступал дирижерский пульт своему ученику концертмейстеру оркестра Владимиру Петровичу Хегстрему.
В 1901 году, чувствуя большое недомогание, Николай Белобородов окончательно оставляет активную деятельность и передает руководство оркестром В. П. Хегстрему, но до конца своей жизни не теряет связи с коллективом.
Сознавая, что одними концертными выступлениями нельзя решить все поставленные задачи по пропаганде гармоники, ее упрочению как полноценного музыкального инструмента и развитию коллективного исполнительства, В. П. Хегстрем с разрешения правительственных органов в Туле организует «Первое Российское общество любителей игры на хроматических гармониках». В этом деле ему большую помощь оказывает Белобородов, которого правление общества избрало почетным членом, о чем известило специальным посланием следующего содержания: «Господину Николаю Ивановичу Белобородову. Первое Российское Общество любителей игры на хроматических гармониках в заседании своем 14 февраля сего 1907 года единогласно постановило избрать Вас почетным членом сего Общества. Правление Общества имеет честь препроводить билет на звание почетного члена и устав Общества».
Своей задачей Общество поставило распространение хроматических гармоник, повышение музыкального уровня населения, организацию концертов, выставок, создание специальной литературы, пропаганду коллективного исполнительства. Среди почетных членов был и великий русский писатель Л. Н. Толстой, избранный за активное содействие оркестру.
Как уже говорилось, Николай Белобородов не прекращает творческого контакта с оркестром. Его значение в развитии и популяризации хроматической гармоники и создании новой формы народного коллективного музицирования отмечали и современники; правда, печатных рецензий немного. Вот одна из них:
«Благодаря стараниям отдельных лиц, из которых мы назовем хотя бы Н. И. Белобородова, пресловутая «гармошка-семипланка» (диатоническая) вытесняется хроматической двухрядной гармоникой, снабженной всеми полутонами, несколькими басами и аккордами в левой руке. Вместо примитивной «скрипелки» получается, таким образом, богатый звуками и оттенками инструмент, тембр и тон которого при улучшении условий производства могут быть доведены до блестящей красоты, точности и силы. Прибавим к этому, что гармоника позволяет как угодно «индивидуализировать» передачу музыкальных произведений, что она дает «субъективным» особенностям исполнения не меньший простор, чем скрипка, и придется признать за нею качества перворазрядного инструмента, оставлять которые в загоне несправедливо и глупо».
Создатель первой хроматической гармоники и организатор первого в России оркестра гармонистов Николай Иванович Белобородов умер в возрасте 85 лет. Похороны его вылились в большую скорбь туляков, пришедших проводить Николая Ивановича Белобородова в последний путь.
В дань памяти и уважения этого замечательного энтузиаста в 1970 году к 100-летию со дня создания в России первой хроматической гармоники Н. И. Белобородова тульское отделение фирмы «Мелодия» выпустило специальный памятный значок; с 1991 года в Туле проводится конкурс юных исполнителей на баяне-аккордеоне, носящий имя Николая Ивановича Белобородова, получивший в 1995 году статус Международного; 25 марта 1995 года в Туле был открыт Мемориальный музей Н.И. Белобородова; с 2003 года в Туле проводятся Белобородовские музыкально-краеведческие чтения, тематика которых связана с музыкальным краеведением, опытом работы и перспективами развития музыкальных музеев России.

По материалам ale07.ru и других открытых информационных источников.