Изображения
Цвета
Симфонические сказки для детей и взрослых
05 марта 2023

«Сказочный мир симфонической музыки» – так называлась программа Тульского симфонического филармонического оркестра (главный дирижёр – Владислав Белоусов), представленная слушателям в Концертом зале филармонии 4 марта.

Музыка, знакомая с детства по урокам в школе и даже занятиям в детском саду, звучащая с экранов TV и телефонов, - и всё равно не надоедающая, потому что настоящая. Сказочные или мифологические сюжеты, к которым она оказалась навсегда привязанной – лишь канва для разговора о вечном: любви и смерти, дружбе и предательстве, уме и глупости…

Две сюиты Эдварда Грига из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» – любимая с детства всеми поколениями слушателей музыка, иллюстрирующая главные перипетии сюжета о несчастном искателе приключений. Сказка – и не сказка, сама жизнь в этой философской притче ведёт и нас от утра жизни к обретению истины, которая не в вине, а в чистоте любви и преданности.

Пафос обретения тепла и любви – главная идея и весенней сказки «Снегурочка» Александра Николаевича Островского, не понятой и чуть было не забытой современниками. Но благодаря музыке Чайковского, а затем Римского-Корсакова этот не совсем сказочный сюжет обрёл своё бессмертие. Тульский симфонический оркестр на этот раз представил версию Петра Ильича Чайковского (три фрагмента – «Интродукция», «Мелодрама» и «Пляска скоморохов»), с музыкой которого пьеса Островского и появилась на театральных подмостках ровно 150 лет назад. Отметим, что 2023 год – год еще одного большого, 200-летнего, юбилея великого русского драматурга А.Н. Островского.

Второе отделение открыла музыка, которая для любого оркестра – серьезное испытание. «Хотя мне не дано было никогда испытать настоящего счастья любви, я все же хочу поставить памятник этой красивейшей утопии – такой памятник, в котором всё, от первого до последнего штриха, будет насыщено любовью. Черным флагом, который реет в последнем акте, прикрою себя самого и – умру!», – так писал о своей музыкальной драме «Тристан и Изольда» Рихард Вагнер. Умереть, а значит обрести счастье любви, – что может быть более мистичным, не подвластным человеческому разуму? Вступление и «Смерть Изольды» – крайние точки притяжения двух разнонаправленных сил, ставших у Вагнера одним целым. Гипнотическая сила этой музыки, ее страсть и меланхолия стали мощной кульминацией концерта и гимном любви.

Сюита из балета Мориса Равеля «Матушка-гусыня» перевела действо в мир французских сказок, известных и нам по переводам И.С. Тургенева. «Спящая красавица» и «Мальчик-с-пальчик», «Красавица и чудовище» и китайская императрица, - чудо взрослой выдумки для детей, изысканное и в то же время очень понятное и простое. Звенящий арсенал ударных инструментов, фейная челеста, пение духовых, арфа и шуршание струнных Тульского филармонического оркестра изображали птичек, превращение Чудовища в Принца, китайские пагоды, волшебные сказочные сады…
Программу завершило упоительное и искрометное симфоническое скерцо Поля Дюка «Ученик чародея», знакомое многим из нас по «Фантазии» Уолта Диснея 1940 и 2000 годов.

Ведущая Ольга Окнинская выступила в роли настоящей Матушки-Гусыни – сказочницы, вьющей нить рассказа о каждом сочинении умело и ненавязчиво.