Изображения
Цвета
Виталий Юницкий. Музыка XX века и как научиться ее понимать
24 марта 2023

7 апреля в 18:30 в Колонном зале Дворянского собрания замечательный пианист, лауреат международных конкурсов Виталий Юницкий (г. Москва) представит авторскую программу «Музыка ХХ века», которая пройдет в рамках абонемента «Мастерская камерной музыки». В концерте также принимают участие лауреаты международных конкурсов Владислав Белоусов (виолончель), Яна Белоусова (скрипка), Иван Манохин (кларнет) и «Renaissance-квартет». В программе - О. Мессиан. Квартет «На конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано; Д. Шостакович. Трио №1 для фортепиано, скрипки и виолончели, до минор ор.8: С. Прокофьев. «Увертюра на еврейские темы» для фортепиано, кларнета и струнного квартета.


В интервью Тульской филармонии Виталий Юницкий рассказал о программе, произведениях, которые будут звучать в этот вечер, искусстве камерного исполнительства и сотрудничестве с тульскими музыкантами.

- Виталий, вы приняли приглашение Влада Белоусова принять участие в программе «Музыка XX» века, причем не только как исполнитель, но и как ведущий. Чем лично вам интересны произведения, которые в нее включены?

- Центр программы - одно из самых мистических и глубоких сочинений, созданных в XX веке - Квартет Оливье Мессиана. Этот квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано носит символическое и страшное название – «На конец времени». Мой интерес не простой, а если так можно выразиться «интерес в квадрате», поскольку я не только сыграю это великое сочинение, но и расскажу о нём. Возможность исполнить его, тем более в компании таких превосходных музыкантов - большая редкость и настоящая удача. Это труднейшая задача для исполнителей, а для тульской публики я специально приготовил краткую лекцию, которая откроет путь к пониманию этой неповторимой музыки. Два других произведения – «Увертюра на еврейские темы» и Трио созданы титанами XX века – Прокофьевым и Шостаковичем – и принадлежат к самым популярным их сочинениям.

- Двадцатый век давно стал веком прошлым, тем не менее для широкой аудитории музыка многих композиторов, в нем живших и творивших, остается непонятой, она по-прежнему нечасто исполняется. В чем причина и можно ли это изменить?

- XX век вошёл в историю как век огромных преобразований, революций, мировых войн. Это было также и время колоссальных достижений человечества, и огромных страданий. Абсолютно закономерно, что искусство, как отражение жизни, выразило все явления времени. В этом смысле Мессиан, Прокофьев и Шостакович - величайшие экспериментаторы, новаторы и революционеры. Они преобразовали музыкальный язык, и музыка перестала быть такой сладкозвучной, как в романтическом XIX веке. Наверное, непонятный и непривычный язык этой музыки - это и есть главная причина, мешающая восприятию их сочинений. Нужен определённый слуховой опыт, чтобы оценить величие и красоту такой музыки. Я вижу свою задачу в определённом просветительстве, и формат «Слово-музыка» мне кажется замечательно подходящим для этого. Не думаю, что способен изменить это непонимание в глобальном смысле, но открыть эту музыку для тульских слушателей считаю своим творческим долгом.

- Что бы вы сказали человеку, для которого история музыки остановилась, скажем, на Рахманинове? Он не приходит на концерты композиторов XX века - боится, что ничего не поймет…

- Я бы сказал, что нужно оставить страх и предубеждение и смело идти навстречу замечательному опыту. Музыка не остановилась на Рахманинове и не следует забывать, что следующие за ним Прокофьев и Шостакович - наше национальное достояние, огромный вклад российской культуры в мировую.

- Вы - доцент кафедры камерного ансамбля и квартета Московской государственной консерватории. В чем специфика камерного исполнительства и какими особенными качествами должен обладать музыкант-ансамблист?

- Камерная музыка - дело очень тонкое и очень трудное. Это не просто совместная или одновременная игра на разных инструментах. Не потерять своё лицо, не безвольно и удобно «подыгрывать» партнерам, а умножить вдохновение в совместном творчестве - очень трудная задача. Я могу рассказать о своей роли - роли пианиста в камерном ансамбле. Три качества мне кажутся принципиально важными - это отточенный слух музыканта, артистическая чуткость и волевое дирижёрское начало, умение направлять и организовывать поток музыки.

Я очень ценю возможность преподавать камерный ансамбль не только в Московской консерватории, но и в среднем звене - в училищах, Мерзляковском и Шопеновском. Это даёт мне уникальную возможность с самого начала профессии открыть для студентов фантастические богатства камерной музыки. И, конечно, мне очень приятно, когда многие из них приходят ко мне в класс уже в консерватории и после ее окончания продолжают «болеть» камерной музыкой, выступая в классе как иллюстраторы.

- Абонемент Тульской филармонии «Мастерская камерной музыки» знакомит публику с молодыми талантливыми музыкантами-инструменталистами симфонического оркестра. Это полезная практика?

- Это очень полезная практика, ведь среди тульских музыкантов есть замечательные исполнители. Такие концерты и этот абонемент в частности – прекрасная возможность представить слушателю молодых талантливых музыкантов из Тульского филармонического симфонического оркестра.

В нашей программе выступают блестящие музыканты: виолончелист Владислав Белоусов, скрипачка Яна Белоусова и кларнетист Иван Манохин. Играть с ними - настоящая творческая удача.

- Ранее вы сотрудничали с тульскими музыкантами?

- Конечно. Вместе со скрипачом, заслуженным артистом России Никитой Боросоглебским и струнным квартетом, где выступали Владислав и Яна Белоусовы, мы с огромной радостью играли в зале музыкального колледжа концерт Эрнеста Шоссона. Это сотрудничество, а, точнее сказать, сотворчество приносит огромное вдохновение и радость.

- Тула – недалеко от Москвы, и мы получаем информацию о том, что происходит в музыкальной жизни столицы. А что знают и говорят в профессиональной музыкальной среде о Туле?

- Самые тёплые слова. В Туле замечательный симфонический оркестр, которым руководит Владислав Белоусов. Московские музыканты очень любят выступать с вашим оркестром. Мы также ценим прекрасную работу тульских педагогов и талантливых детей из Тулы и области. Много лет я поддерживаю творческий контакт с замечательными тульскими музыкантами, педагогами. Каждый свой приезд в Тулу я стремлюсь максимум времени посвятить общению со студентами и преподавателями Тульского колледжа имени Даргомыжского. И в этот раз, на следующий день после концерта 7 апреля у меня запланированы мастер-классы в сотрудничестве с Центром одарённых детей Тульской области.