Изображения
Цвета
«Самый русский композитор». Посвящение Сергею Рахманинову
02 апреля 2023

1 апреля, в день рождения С. В. Рахманинова, в Тульской областной филармонии открылась выставка Российского национального музея музыки, посвященная 150-летнему юбилею композитора и состоялся концерт с участием Тульского филармонического симфонического оркестра (дирижер – лауреат международных конкурсов Игоря Манашеров) и лауреата международных конкурсов Евы Геворгян (фортепиано).

Несколько слов о выставке «Сергей Рахманинов. Я – русский композитор». Она раскрывает самые разные грани личности С. В. Рахманинова – гениального композитора, блестящего пианиста и педагога, благотворителя, общественного деятеля, человека, умеющего любить и дружить. На планшетах представлены уникальные документы и фотографии, переданные в фонды музея потомками Рахманинова. Выставка – звучащая. С помощью QR кодов можно узнать подробнее о каждом их экспонатов, а еще услышать раритетные записи рахманиновских произведений в исполнении автора…

«Самый русский композитор» - не просто красивое выражение. Оно сразу отправляет нас в мир глубинный и искренний, имя которому – музыка Сергея Рахманинова.

Как и ее автор, она пережила взлёты и падения, обвинения в устарелости, несвоевременности, подражательстве. И вот сегодня исполняется 150 лет её создателю, и весь музыкальный мир исполнен рахманиновскими колокольными звонами, запахом сирени и предчувствием вечной весны…

Именно поэтому первое отделение концерта открыло произведение, которое можно назвать «самым рахманиновским», - настолько оно любимо, узнаваемо, символично для русской культуры в целом. Когда звучат его первые гулко-колокольные аккорды, кажется, что во весь рост встает вся Россия. Это, еще одно удачное выражение точно определяет смысл Второго фортепианного концерта Рахманинова.

Его исполнение – всегда высокая планка мастерства, зрелости для и солиста, и для оркестра. 1 апреля в Концертном зале филармонии солировала Ева Геворгян – лауреат многочисленных отечественных и международных конкурсов, студентка Московской консерватории, участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года. Диалог Евы Геворгян и Тульского филармонического симфонического оркестра, - это было настоящее чудо, творившееся на глазах у тульской публики. Через отчаяние, боль, любовь и свет – к плещущей через край радости жизни, вере в возрождение России.

На бис Ева исполнила этюд-картину до минор, ор.39 № 1 – одну из самых трагедийных фортепианных пьес Рахманинова. Этот опус написан в 1917 году, навсегда разделившим жизнь композитора на «до» и «после», с Россией и без неё. Больше фортепианных миниатюр и романсов он не напишет никогда и замолчит как композитор на 10 лет.

Публика не отпустила Еву Геворгян просто так – с одним бисом. Второй, полный энергии, задора и огня музыкального и исполнительского – знаменитая «Итальянская полька» Сергея Васильевича, зажигательная и наивная, простая и сложная одновременно. Ева исполнила её с юношеским азартом, буквально пританцовывая за инструментом.

Второе отделение было посвящено еще одному Второму сочинению композитора – Второй симфонии ми минор.

Ведущая Ольга Окнинская связала Второй концерт и Вторую симфонию общей творческой историей. Оба произведения, так или иначе, несут на себе след провала первого крупного симфонического детища Рахманинова – симфонии ре минор. Три мучительных года кризиса и молчания завершились победой Второго фортепианного концерта. 12 лет симфонической паузы, – и на свет появляется симфония № 2 ми минор, многоликая, как Русь, и как она – безмятежная, поэтичная и суровая, обречённая. Оркестр под руководством Игоря Манашерова буквально обрушил на слушателей этот поток любви к Родине, разлив русской красоты и нежности, колокольности, рахманиновского измерения пространства и времени. В этом измерении есть и особый – рахманиновский – вектор: движение к преображению, силе веры в победу света.

В финале концерта аплодисменты зрителей не умолкали несколько минут и посвящены они были не только Еве Геворгян, Тульскому симфоническому и дирижеру Игорю Манашерову. Это было и посвящение «самому русскому» гению.

Именно об этом в своём приветственном слове сказала министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина:

– Сегодня мы отмечаем 150-летие со дня рождения композитора, который стал символом не только русской, но и европейской, мировой культуры. Он очень любил свою Родину, свою Россию. Не принял новую советскую власть, уехал из страны, жил в Америке, при этом всегда был истинно русским человеком, настоящим патриотом. Во время Великой Отечественной войны создал фонд для того, чтобы помочь блокадному Ленинграду, – собирал деньги, давал благотворительные концерты…

Мы благодарим Министерство культуры Российской федерации за финансирование юбилейных торжеств, Российский национальный музей музыки за организацию выставки, Тульское правительство за поддержку этого проекта.

Сегодня музыку Рахманинова исполняют во всех концертных организациях страны, и Тула вошла в звучание всей России.

Сергей Рахманинов как-то сказал: «Я глубоко убежден, что музыкальное будущее России безгранично». Добавим: безгранично так же, как и любовь слушателей всего мира к музыке самого русского композитора.