Изображения
Цвета
«Музыка XX века». Мессиан, Шостакович и Прокофьев
08 апреля 2023

Вечером 7 апреля тульским меломанам выпала редкая возможность прикоснуться к музыке XX века, которая и сейчас, на исходе первой четверти века XXI, является во многом terra incognita даже для профессионалов. Эта музыка – зовущее пространство мысли, требующее не просто слушания. Потому так важно присутствие поясняющего слова – проводника по территории авторского замысла.

Доцент кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории пианист Виталий Юницкий предложил тульским музыкантам и публике свой взгляд на музыку самых трагических лет ушедшего столетия: все прозвучавшие произведения написаны в тени двух войн. Они очень по-разному высветили их катастрофу, и это понятно: очень уж разными по своему внутреннему мироустройству оказались авторы этих произведений. Оливье Мессиан, Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев. Пожалуй, нет ничего более далекого в мире музыки, чем эти имена. Объединяет их одно: они современники, а значит, видели и пережили одни и те же события.

Как они это увидели и пережили, что сказано в каждом прозвучавшем произведении и что окружало их создание и создателей, - об этом кратко, но ёмко рассказал Виталий Юницкий в своих авторских комментариях.

Вместе с музыкантами «Renaissance-квартета» Владиславом Белоусовым (виолончель), Яной Белоусовой и Елизаветой Фёдоровой (скрипка), Евгением Харлановым (альт) в этот вечер играл кларнетист Иван Манохин, и именно кларнет стал главным персонажем камерной программы Виталия Юницкого. Он был проводником небесных птичьих голосов в апокалиптических видениях-снах «Квартета на конец времени» Мессиана и главным фрейлехс-танцором в «Увертюре на еврейские темы» Прокофьева.

Квартет Оливье Мессиана, написанный в 1941 году в концлагере «Шталаг VIII-A», необычен не только по составу исполнителей. Кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано – инструменты, которые чудесным образом оказались в руках военнопленных. Слово «Откровения» Иоанна Богослова оказалось пережито с надеждой на преображение человека и человечества. Передано оно было не только музыкой, но и цвето-световым отражением гирлянд ее звуков. Авторская световая партитура ожила под руками Марка Кацеро и, по точному замечанию Виталия Юницкого, квартет оказался квинтетом исполнителей – музыкантов и художника по свету.

«Наше стремление к свету, звездам, радугам и ликующим голосам», - так написал в предисловии к своей партитуре Мессиан. Звуковые и световые всполохи взывали ко всему опыту переживания и музыкантов, и слушателей. Нежно-фиолетовые тона, тревожный пурпурный были отражением ярости, ужаса концлагеря и надежды на просветление и очищение…

Второе отделение открыло трио №1 Дмитрия Шостаковича для фортепиано, скрипки и виолончели доминор (Виталий Юницкий, Яна и Владислав Белоусовы). В этом юношеском опусе слышны звуки сурового послереволюционного Петрограда и прекрасного Крыма, где лечился Митя Шостакович; слышно время эпохи и время первой любви в диалоге скрипки и виолончели. Но главное – та самая львиная хватка трагической мощи, в которой узнается будущий ДДШ.

Сергей Прокофьев, как всегда, оказался гением солнца, несмотря ни на какие ухищрения эпохи. Владислав Белоусов и Виталий Юницкий исполнили два сказочных и любимых публикой всего мира фрагмента из балета «Золушка» и оперы «Любовь к трём апельсинам». Это были полное любви Adagio и - полный смеющейся энергии Марш.

Финал концерта погрузил слушателей в уютный мир клезмера. «Увертюра на еврейские темы», как отметил Виталий Юницкий, произведение, не характерное для эгоиста Прокофьева. Эгоиста в творческом смысле слова, ибо автор предпочитал собственные темы в своих произведениях, а обработки музыки не собственной считал дурным тоном. Но исключение только подтвердило правило: несмотря на цитаты из еврейского фольклора, получился всё равно Прокофьев, с улыбкой исполнителей и слушателей, которые стоя провожали музыкантов.

Авторская программа Виталия Юницкого «Музыка XX века» завершила абонемент № 10 «Мастерская камерной музыки». Программы этого абонемента были созданы в творческой мастерской лауреата международных конкурсов, виолончелиста Владислава Белоусова при участии солистов Тульского филармонического симфонического оркестра и приглашенных исполнителей.