Изображения
Цвета
La Superba («Превосходная»)
12 апреля 2023
«Величие твоего служения и музыке, и роли».
М. Каллас об исполнении М. Кабалье партии Леоноры в «Трубадуре» Дж. Верди
 
12 апреля исполняется 90 лет со дня рождения испанской оперной певицы Монсеррат Кабалье – легенды мировой оперной сцены.


Для одних она стала одной из величайших певиц ХХ столетия, чей талант неоднократно подтверждался получасовыми овациями в лучших залах мира. Для других – величественной дивой, совершенно незабываемо представшей в дуэте с Фредди Меркьюри. Для третьих — узнаваемым голосом на радиоволнах, заставляющим то плакать, то улыбаться. 
«Ее стиль, — по мнению С. Николаевич и М. Котельниковой, — это соединение интимности самого акта пения и высоких страстей, праздник сильных и все-таки очень нежных и чистых эмоций. Стиль Кабалье — весь в радостном и безгрешном наслаждении жизнью, музыкой, общением с людьми и природой. Это не значит, что в ее регистре нет трагических нот. Сколько ей приходилось умирать на сцене: Виолетта, мадам Баттерфляй, Мими, Тоска, Саломея, Адриенна Лекуврер… Ее героини умирали от кинжала и от чахотки, от яда или от пули, но каждой из них дано было испытать тот единственный миг, когда душа ликует, наполненная славой своего последнего взлета, после которого уже не страшно никакое падение, никакая измена Пинкертона, никакой яд принцессы Бульонской. О чем бы ни пела Кабалье, в самом ее голосе уже заключается обещание рая. И для этих несчастных девушек, которых она играла, по-царски награждая их своими роскошными формами, лучезарной улыбкой и планетарной славой, и для нас, влюбленно внимающих ей в полутьме затаившего дыхание зала. Рай близко. Кажется, всего-то рукой подать, но в бинокль его не рассмотреть».
Дебют Кабалье состоялся в 1956 году на сцене Оперного театра в Базеле, где она выступила в партии Мими в опере Дж. Пуччини «Богема». Оперные театры Базеля и Бремена стали на последующее десятилетие основными оперными площадками для певицы. Там она исполнила множество партий в операх разных эпох и стилей. Кабалье пела партию Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта, Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Ариадны в «Ариадне на Наксосе». Выступала с партией Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, исполнила заглавную партию Тоски в «Тоске» Дж. Пуччини.
Постепенно Кабалье стала выступать на сценах оперных театров Европы. В 1958 году она поет в Венской государственной опере, в 1960 году впервые появляется на сцене «Ла Скала».
«И в ту пору, — рассказывала Кабалье, — мой брат, ставший позднее моим импресарио, не позволял мне расслабляться. Я думала тогда не о славе, но прежде всего стремилась к настоящему, всепоглощающему творчеству. Во мне все время билось какое-то беспокойство, и я нетерпеливо разучивала все новые и новые роли».
В 1964 году настал звездный час Кабалье, — как часто бывает, следствие неожиданной замены. В Нью-Йорке, в «Карнеги-холл», малоизвестная певица спела арию из оперы Доницетти «Лукреция Борджа» вместо заболевшей знаменитости Мерилин Хорн. В ответ на девятиминутную арию — двадцатиминутные овации…
На следующее утро «Нью-Йорк Таймс» вышла с броским заголовком во всю первую полосу: «Каллас + Тебальди + Кабалье»: «Мисс Кабалье достаточно было спеть первый романс… и стало ясно, что она не только обладает чистым и прекрасным голосом, но и превосходно владеет вокальным мастерством… Она может парить на pianissimo в высочайшем регистре, полностью контролируя каждую ноту, а при наивысшей громкости голос не теряет ясности и точности контура…»
Газета «Геральд Трибюн» также писала: «Никакая предварительная реклама не могла бы предвосхитить исключительности впечатления, которое эта статная женщина, будто сошедшая с полотен Гойи, произвела на аудиторию, уже испорченную такими звёздами как Каллас и Сазерленд. Когда Кабалье спела свою первую арию… что-то изменилось в атмосфере. На секунду показалось, что люди перестали дышать…».
Успех позволил певице получить контракт, и она стала солисткой «Метрополитен-опера». С этого времени лучшие театры всего мира стремятся заполучить Кабалье на свою сцену.
Для певицы, как и для многих вокалистов, своеобразной землей обетованной был театр «Ла Скала». В 1970 году она исполняет на его сцене одну из своих лучших партий — Норму в одноименной опере В. Беллини.
Творческая карьера Монсеррат Кабалье продолжалась 50 лет. Специалисты считают, что репертуар Кабалье — один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она пела итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. На ее счету 125 оперных партий, несколько концертных программ и более сотни дисков, выступления по всему миру с такими мастерами оперной сцены, как Лучано Павароттти и Пласидо Доминго. Чудесное бельканто Кабалье обезоруживало даже самых строгих критиков, La Superba («Превосходная») – так называли ее поклонники по всему миру.

 По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.