Изображения
Цвета
«Дорогой Отчизне и народу»
13 апреля 2023
13 апреля исполняется 140 лет со дня рождения Александра Васильевича Александрова (настоящая фамилия Коптелов или Коптелев) – русского и советского композитора, хорового дирижера, хормейстера, педагога; народного артиста СССР, доктора искусствоведения, лауреата двух Сталинских премий, генерал-майора. 



 Александр Александров вошел в историю, как автор музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации, а также как автор прекрасных, неповторимо-оригинальных песен и создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Александров писал произведения и других жанров, но их было немного: две оперы, симфония, симфоническая поэма (все в рукописи), соната для скрипки и фортепиано. Его любимым жанром была песня. «Песня, — утверждал композитор, — начало начал музыкального творчества». Подтверждением этой мысли являются 81 оригинальная песня и свыше 70 обработок русских народных и революционных песен, созданные Александром Александровым.
Александров от природы был наделен красивым голосом и редкой музыкальностью. Уже девятилетним мальчиком он поет в одном из петербургских хоров, а спустя некоторое время поступает в Придворную певческую капеллу. Там под руководством выдающегося хорового дирижера А. Архангельского юноша постигает тонкости вокального искусства и регентское дело. Но Александрова увлекала не только хоровая музыка. Он постоянно посещал симфонические и камерные концерты, оперные спектакли.
С 1900 года Александров — студент Петербургской консерватории по классу композиции А. Глазунова и А. Лядова. Однако вскоре он вынужден был покинуть Петербург и надолго прервать учебу: сырой петербургский климат, напряженные занятия, материальные трудности подорвали здоровье юноши. Лишь в 1909 году Александров поступил теперь уже в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — по композиции (класс проф. С. Василенко) и вокалу (класс У. Мазетти). В качестве дипломной работы по сочинению он представил одноактную оперу «Русалка» по А. Пушкину и был удостоен за нее Большой серебряной медали.
В 1918 году Александров был приглашен в Московскую консерваторию в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, а 4 года спустя ему присвоили звание профессора. Важным событием в жизни и деятельности Александрова отмечен 1928 год: он становится одним из организаторов и художественным руководителем первого в стране Ансамбля красноармейской песни и пляски. Ныне — это снискавший всемирную славу Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Тогда ансамбль насчитывал всего 12 человек: 8 певцов, баянист, чтец и 2 танцора. Уже первое выступление 12 октября 1928 года в Центральном доме Красной Армии под управлением Александрова встретило восторженный прием у слушателей. В качестве премьеры ансамбль подготовил литературно-музыкальный монтаж «22-я Краснодарская дивизия в песнях». Большое внимание Александров уделял репертуару ансамбля. Он много ездил по стране, собирая и записывая армейские песни, а затем стал сочинять и сам. Его первой песней на патриотическую тему была «Вспомним-ка, товарищи» (ст. С. Алымова). За ней последовали другие — «Бейте с неба, самолеты», «Забайкальская», «Краснофлотская-Амурская», «Песня Пятой дивизии» (все на ст. С. Алымова), «Песня о партизанах» (ст. С. Михалкова). Особенно широкую популярность завоевала «Эшелонная» (ст. О. Колычева).
В 1937 году правительство приняло решение о поездке ансамбля в Париж, на Всемирную выставку. 9 сентября 1937 года Краснознаменный ансамбль в военной форме стоял на эстраде концертного зала Плейель, до отказа наполненного слушателями. Под аплодисменты публики на эстраду вышел Александров, и в зал полились звуки «Марсельезы». Все встали. Когда отзвучал этот волнующий гимн Французской революции, раздался гром аплодисментов. После исполнения «Интернационала» аплодисменты были еще более продолжительными. На следующий день в парижских газетах появились восторженные отзывы об ансамбле и его руководителе. Известный французский композитор и музыкальный критик Ж. Орик писал: «С чем сравнить такой хор?.. Как не быть захваченным гибкостью и тонкостью нюансов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает этих певцов в единый инструмент и при том какой. Этот ансамбль уже покорил Париж... Страна, имеющая таких артистов, может гордиться». С удвоенной энергией работал Александров в годы Великой Отечественной войны. Он сочинил немало ярких патриотических песен, таких, как «Святое ленинское знамя», «25 лет Красной Армии», «Поэма об Украине» (все на ст. О. Колычева). «Из них, — писал Александр Васильевич, — «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятья гитлеризму». Эта, песня-набат, песня-присяга и ныне, как и в суровые военные годы, глубоко волнует людей.
В 1939 году Александров написал «Гимн партии большевиков» (ст. В. Лебедева-Кумача). Когда был объявлен, конкурс на создание нового Гимна Советского Союза, он представил музыку «Гимна партии большевиков» с текстом С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. В ночь под 1944 год все радиостанции страны впервые передали в исполнении Краснознаменного ансамбля новый Гимн Советского Союза.
Александров был убежден, что Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски может и должен служить примером для создания ансамблей при рабочих клубах. При этом музыкант не только давал советы по созданию хоровых и танцевальных коллективов, но и оказывал им практическую помощь. До конца своих дней Александров работал с присущей ему огромной творческой энергией — он умер в Берлине, во время гастролей ансамбля. В одном из последних писем, как бы подводя итог своей жизни, Александр Васильевич писал: «...Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента... Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот... Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом большое счастье...».

По материалам belcanto.ru , culture.ru и других открытых информационных источников.