Изображения
Цвета
«Народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора»
06 июня 2023
6 июня исполняется 120 лет со дня рождения армянского советского композитора, дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля, народного артиста СССР Арама Хачатуряна.

..
Сарьян М.С. Портрет композитора Арама Хачатуряна


Арам Хачатурян начал учиться музыке довольно поздно — лишь в 19 лет. До этого он импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже — и всему миру. В 2014 году рукописи Арама Хачатуряна внесены ЮНЕСКО в Международный реестр всемирного документального наследия «Память мира».
Композитор неоднократно вспоминал, что его детство прошло в «атмосфере богатейшего народного музыкального быта», народных праздников, обрядов, красочных звучаний армянских, азербайджанских и грузинских напевов в исполнении народных певцов и инструменталистов. И уже будучи в Москве, поступив на биологический факультет, он снова вернулся к музыке: начал посещать музыкальное училище Гнесиных, познакомился с М. Ф. Гнесиным, и это знакомство стало для него судьбоносным. Очень тяжело ему давалось изучение нотной грамоты. Но уже первое его сочинение стало успешным: это был «Танец для скрипки и фортепиано».
Уже в первых сочинениях Арама Хачатуряна прослеживались народные мотивы. Он писал, что его музыкальные вкусы с возрастом менялись, но та музыка, которую он впитал в раннем детстве, всегда была «естественной почвой» его творчества. «Нельзя просто находиться как бы на иждивении народной музыки — «фотографировать» ее, — писал Хачатурян. — Это равносильно топтанию на месте. Нельзя «молиться» на фольклор и бояться его трогать: народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора, служить поводом для создания оригинальных произведений».
Арам Хачатурян написал множество композиций для кино: «Пепо» (1934), «Зангезур (1937), «Сад» (1939), «Сталинградская битва» (1949), «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Отелло» (1955) — всего в послужном списке композитора около 20 кинолент. «Скажу откровенно: меня прежде всего интересует, как к моим сочинениям относится широкая аудитория подлинных любителей музыки. В ее рядах есть и знатоки, и не знатоки, сторонники модерна... и его противники. Но мне ближе не тот слушатель, который умеет все услышанное разложить по полочкам, а тот, кто слушает непосредственно и может сказать, радует ли его услышанная музыка или огорчает...».
Музыка Хачатуряна, созданная для кинофильмов, была популярна, однако еще большую известность получили его композиции к театральным постановкам. Он говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером». Самые известные спектакли, к которым Хачатурян написал музыку, – «Макбет», «Валенсианская вдова», «Король Лир» и «Маскарад». 
«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. «Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами — достойной, — вспоминал композитор. — Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего вальса».
Произведение, которое прославило Хачатуряна на весь мир – балет «Гаянэ», частью которого является знаменитый «Танец с саблями», было написано Арамом Ильичом в годы Великой Отечественной войны. Сам Хачатурян так вспоминал о времени работы над «Гаянэ» в эвакуации: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века….».
Впервые именно в Перми 9 декабря 1942 прозвучал тот самый «Танец с саблями», который до сих пор остается одним из самых известных и востребованных произведений классической музыки. Хотя Арам Ильич был не очень доволен тем, что в итоге превратился в композитора, о котором говорят: «Тот самый, что написал „Танец с саблями“».
За 4 года войны им были созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944). Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».
К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947), к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. 
В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.
Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. 
Арам Ильич Хачатурян в начале пятидесятых набрал свой первый курс композиции и начал преподавать в Московской консерватории и в Гнесинском институте. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, многие из них впоследствии стали талантливыми композиторами: Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич. Он активно поддерживал творческое развитие Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и Эдварда Мирзояна.
Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом увеличивалось число авторских концертов. Поездки по городам Советского Союза перемежались с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и другими.
Арам Хачатурян является автором музыки к Гимну Армении, который был утвержден в 1944 году и существовал в качестве официального гимна Армянской ССР до 1991 года. По воспоминаниям современников, Арам Ильич писал это гимн в Ереване, в кабинете своей квартиры. Окна были открыты, и когда композитор начал напевать мелодию, он обнаружил, что в окнах соседних домов загорается свет и люди начинают подхватывать пение.
Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.
Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, показать пути обогащения национального музыкального языка. При этом метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

По материалам culture.ru , belcanto.ru , calend.ru и других открытых информационных источников.