Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: А А А Обычная версия
+7 (4872) 36-77-96
Тула, пр-т Ленина, 51
Версия для слабовидящих
Оставить отзыв
Узнайте первыми о концертах
Даю согласие на обработку персональных данных, осуществляемую в соответствии с требованиями российского законодательства в сфере персональных данных.


 


 

Независимая оценка

Телефон доверия

Работа в России

Памятные даты

Культурный навигатор
Услуги
Министерство
 
Минкульт
 
Правовая инфорация
 
 
 
19.05.2020

«Филармония – целый мир и мой второй дом…»

Людмила Пономаренко – начальник отдела по организации гастролей Тульской областной филармонии.
Она отметит две круглые даты – день рождения и 45-летие работы в ТОФ.

IMG_3433.JPG
 
В Туле Людмила живет сорок пять лет – с тех пор как приехала сюда из родного Донецка вместе с мужем, солистом ансамбля «Красные маки» Владимиром Пономаренко. После города миллионов роз, как тогда называли столицу сегодняшней ДНР, город оружейников показался серым и неприглядным, но Володя утешил молодую жену: «Зато здесь филармония великолепная!..»

IMG_3432 (3).JPG
 
Действительно, ТОФ, которой тогда руководил Иосиф Михайловский, гремела на всю страну. Сюда приезжали Рихтер, Гилельс, Петров, Плетнев, Тульский хор гастролировал с Ростроповичем и Вишневской, сотрудничал с Френкелем, Мурадели, Эшпаем, Флярковским, начинали карьеру Кролл, Легкоступова, ансамбль «Ритмы планеты». А «Красные маки» были известны всему Советскому Союзу и зрителям социалистического зарубежья – не меньше чем «Самоцветы», «Ариэль» и другие ВИА, в их составе начинали карьеру Шуфутинский, Барыкин, Крылов, Антонов.

IMG_3430.JPG
 
Выпускница Харьковского института культуры Люся Пономаренко, как ее до сих пор зовут коллеги, сразу вписалась в этот шумный, сложный и интересный мир. Работала администратором, начальником лекторийного, а затем концертного отделов, заместителем художественного руководителя ТОФ по концертной деятельности.
 
В 70–80-е концертов проводилось куда больше: интернета и обилия ТВ-программ не было, а народ желал зрелищ. – Это сейчас у нашей филармонии три концертные площадки, а тогда – только одна: и приходилось арендовать ДК ТОЗ, ДКЖ, ДК профсоюзов,
ТулГУ, – вспоминает Людмила Ильинична. – Но нередко были концерты – причем с аншлагом – на стадионе, где двадцать две тысячи мест: то есть в 22 раза больше, чем в зрительном зале!
И проверяли все трибуны,чтобы не случилось «накладок», зрители разместились с комфортом. Помню, Аллу Пугачеву весь концерт возили на автомобиле по периметру футбольного поля – для удобства публики. А в день выступления Магомаева и Синявской вдруг пошел дождь. Были установлены дощатые настилы до сценического возвышения, приготовлены зонты, которые охранники держали бы над головой артистов. Но Муслим отмахнулся от этой затеи – и вышел к зрителям прямо под дождь! Люди только ахнули!

IMG_3429 (3).JPG
 
Все сотрудники филармонии знают, что работать со звездами и со зрителями – значит быть постоянно готовыми к любым неожиданностям. Это со стороны кажется, что все просто: публика расселась в креслах, артисты вышли на сцену – и праздник начался. Но случиться может все что угодно. В середине 80-х любимица публики Людмила Зыкина, выступая в щекинском ДК в холодный январский день, попросила: «Мне бы картошечки горячей, да с огурчиком...» Пономаренко нашла выход из положения – велела завхозу Дома культуры: «Нина Николаевна, если любишь Зыкину (та тут же преданно кивнула. – Авт. ) – беги домой и вари картошку!..» После концерта Людмила Георгиевна побоялась идти через центральный вход, где поджидала толпа: в ее жизни были разные прецеденты, а боковая дверь намертво вмерзла в лед. И Люся умудрилась отыскать лом, которым продолбили дорогу для народной артистки СССР. Но все это оказалось ерундой по сравнению с трудностями, которые начались в 90-х. Администраторам ТОФ пришлось буквально начинать все заново: прекратили существование «Росконцерт», «Союзконцерт», не стало выстроенной системы планирования гастролей. – Я тогда поехала в «Москонцерт» и сделала программу-абонемент с участием столичных исполнителей для тульских музыкальных школ, эти выступления проходили с большим успехом, – рассказала Людмила. – Потом стала организовывать обменные гастроли для тульских коллективов и солистов в Белгород, Курск, Орел, Ростов-на-Дону, Смоленск, Калугу, Минск, Саратов, Курган – чем и занимаюсь уж четверть века. Сложно, хлопотно, но у меня никогда даже мысли не было уйти из филармонии. Она стала моим вторым домом, в котором я пережила и радость, и горе – смерть мужа... Мы с Володей дружили и общались со многими знаменитыми артистами: у нас в гостях был весь ансамбль «Пламя», Вячеслав Малежик на кухне напевал свою новую песню. А знаменитый «песняр» Леонид Борткевич, которого зрители знают по песне «Белоруссия», в конце восьмидесятых работал в Тульской филармонии и вообще жил в нашей квартире…
 
Несколько лет назад знаменитый дирижер Валерий Гергиев в первый раз вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра приехал в Тулу в рамках Московского Пасхального фестиваля на специальном поезде. Музыкантов встретили и с почестями отвезли в филармонию, а инструменты остались в последнем вагоне. Но вручную нести тяжеленные (и дорогостоящие) смычковые, струнные и ударные нельзя, а на перрон въезд на машине запрещен. Пономаренко тогда скомандовала шоферу: «Вперед – под мою ответственность!» Дежурившие на Московском вокзале полицейские поначалу побежали за ними и чуть не задержали нарушителей, но после объяснений Людмилы готовы были сами помогать в разгрузке.
 
Начальник отдела по организации гастролей ТОФ Людмила Пономаренко имеет множество наград, в том числе – нагрудный знак «За высокие достижения» Министерства культуры РФ, она – ветеран труда, и трудиться не прекращает.
– Главное для меня – сохранить интерес зрителей к нашим артистам, к филармонии, которая по-прежнему – одна из лучших в России, – считает Людмила Пономаренко. – Это старейшее в стране концертное учреждение, но в работе мы придерживаемся современных творческих форм – в духе времени…

Возврат к списку

  


Наши информационные партнеры