Изображения
Цвета
Пушкин. Тула. Перезагрузка
20 августа 2023

Уникальный творческий проект Тульской областной филармонии «Кремлевская опера» отмечает в этом году маленький, но очень значимый юбилей. Пятое лето дарит тулякам накануне трудовых осенних будней феерическую вспышку счастья, приобщения к настоящему чуду. Оперные миниатюры и спектакли сосуществуют в финале музыкального лета наряду с театрализованными действами. Их главный герой – фольклорный ансамбль «Услада» (художественный руководитель - заслуженный работник РФ Марина Федосеева).

Второй год коллектив, который в это году отмечает 25-летие, показывает свои сочно-вкусные, ярко-цветистые, уморительные спектакли, потешая и зажигая публику. В августе 2022 года это была интерактивная фольклорная программа «Еще раз про тульский секрет», в этом году – «Сказка о царе Салтане» с многозначительной добавкой – «Перезагрузка».

19 августа те, кто не испугался обжигающего солнца, стали свидетелями премьерного показа спектакля. Режиссёр Вениамин Найман увидел в тексте Пушкина открытое окно, через которое можно смотреть и в прошлое, и в будущее; портал, соединяющий знакомый с раннего детства текст «нашего всё» и язык ультрасовременной музыки, хореографии, движения, сценического поведения и пространства.

В текст Пушкина вписались-влились и народные песни, и рандомный рэповый бит, и русский хоровод, и площадное действо. Артисты ансамбля «Услада», давно поражающие нас своим универсализмом, в этот раз удивили не только публику, но и своего руководителя Марину Федосееву. Даже для нее её любимые фольклористы в качестве профессиональных рэперов оказались открытием, - так родился тульско-усладовский мем «фольклористы-рэписты».

Спектакль получился провокационным, необычным, при этом легко читаемым и смешным.

Лукоморье превратилось в Казанскую набережную Упы, «стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей», - конечно, Тульский кремль. И все оказались в волшебном пространстве, где князь Гвидон (Михаил Соловьев) оборотился в непослушного подростка-рэпера, пререкающегося с родителями, Царевна Лебедь (Юлия Черкасова) – в модную красавицу в очках от кутюр и шикарном костюме.

Повариха (Наталья Калашникова), Ткачиха (Виолетта Ким), сватья баба Бабариха (Ольга Бочкарева) – традиционно-неумные злодейки, аккумулирующие всё злодейство мыльных опер. Открытием стал Тимур Подшибякин (Царь Салтан), впервые вышедший в амплуа характерного персонажа. В паре с ним удачно смотрелась капризная Царица-мать (Елена Янгулатова).

Две противоборствующие группировки, - а как без них? – воплощали старину и современность, усталую традицию и безбашенную молодость. Царство славного Салтана было разодето в лубочные костюмы, свита Царевны Лебеди – в рэперские худи. Костюмы Белки и Шмеля – аниматоров - рассмешили публику до слёз (дизайн Елены Мотох).

Неожиданным оказался выход «сестрицы» Царевны Лебеди – Шемаханской царицы (Алина Давыдова), которая вместе с дядькой Черномором (Андрей Разаренов) внесла в спектакль «чут-чут» восточный акцент.

Вместе с ансамблем «Услада» над спектаклем работали его давние партнеры – артисты танцевального ансамбля «Визави» (руководитель – Денис Васин, хореографы-постановщики Денис Васин и Ольга Сковородникова). Усладовцы и визависты вместе изображали крики Лебеди и Коршуна, корабельщиков с веслами, забор, ловили комара, кружили хороводы и работали в рэп-группе, - то есть были и актерами, и декорациями.

Музыкальный пласт, сочетавший фольклор и рэп, был представлен традиционными песнями из репертуара «Услады», ими же в хип-хоповской обработке и рэповскими битами (Сергей Сизов).

Спектакль «Сказка о царе Салтане. Перезагрузка» представлен в рамках проекта «История. Кремль. Музыка», который реализуется Тульской филармонией  на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив при поддержке правительства Тульской области. Организатор проекта – АНО «Творческая лаборатория «Альфа Мюзик».