Изображения
Цвета
«Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!»
12 ноября 2023
«Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь».
Б. Асафьев

12 ноября исполняется 190 лет со дня рождения выдающегося русского музыканта, ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина.



Александр Бородин – один из замечательных представителей русской культуры и науки второй половины XIX века: выдающийся композитор, профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, участник «Могучей кучки», проявивший также и незаурядное литературное дарование.
Композиторское наследие Александра Бородина невелико. Причина этого – в разносторонности его натуры. Сам Бородин считал себя в первую очередь ученым. Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая теперь носит его имя. Среди его основных достижений в области химии — разработка способа получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот (1861); получение фтористого бензоила (1862), а также разработка метода получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Бородин занимался исследованиями в области органической химии, в частности он изучал продуты конденсации альдегидов.
«Дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих и думать о серьёзном занятии музыкою. Некогда одуматься, перестроить себя на музыкальный лад, без чего творчество в большой вещи, как опера, немыслимо. Для такого настроения у меня имеется в распоряжении только часть лета. Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но всё-таки могу кое-чем заниматься. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни», – признавался композитор.
Самым известным его произведением является опера «Князь Игорь», над которой он работал в течение 18 лет. После смерти Бородина в 1887 году это произведение осталось неоконченным, по записям композитора работу над ним завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Глазунов воссоздал увертюру и сочинил на основе авторских эскизов музыку III акта, а Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. Впервые ее поставили после смерти композитора в 1890 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Произведение имело большой успех и до настоящего времени остается одним из шедевров отечественного оперного искусства. 
Другими известными произведениями Бородина считаются 1-я симфония (1867), которая положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма и 2-я (Богатырская) симфония (1876), а также его Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. 
Произведения Бородина отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (он обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции Михаила Глинки, в частности его оперы «Руслан и Людмила», Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.
Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе А. Глазунов, А. Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки.
Как общественный деятель Бородин активно продвигал идеи получения женщинами высшего образования в России. Он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 до их ликвидации в 1885 году. Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии. Не без юмора описывал композитор свой вид в подобных случаях: «Стоит мне возложить на себя “амуницию”, от меня во все стороны начинает распускаться сияние, можно писать картину “Преображение”, вроде рафаэлевской: сияет воротник, сияют обшлага, сияют шестнадцать пуговиц, как звезды, сияют эполеты, как два солнца, сияет темляк, сияет околыш кепи. Одним словом, Ваше сиятельство, да и только».
«Первоклассный химик, которому многим обязана химия...», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...» – так говорили Д. И. Менделеев и В. В. Стасов об одном и том же человеке – Александре Порфирьевиче Бородине. «А, это тот самый Бородин, которого композиторы считают химиком, а химики композитором», – говорили о нем современники. А сам он, будучи вечным тружеником, перефразируя известную фразу, любил часто повторять: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!».

По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.