Изображения
Цвета
«Крыло Шёнберга»
03 декабря 2023
«Человек стремится передать в музыкальных звуках нечто такое, что иначе не скажешь».
А. Веберн
 («Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933 г.) 

3 декабря исполняется 140 лет со дня рождения австрийского композитора, дирижёра, педагога, одного из основателей новой венской школы Антона Веберна.


Антон Веберн работал как оперный и симфонический дирижер в городах Австрии и Германии, а также в Праге, руководил Венским рабочим певческим обществом, в течение 10-ти лет был дирижером Австрийского радио (отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии), за диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостоился ученой степени доктора философии.
Будучи учеником и последователем создателя «атональной» школы Арнольда Шёнберга (сам Веберн считал, что Шёнберг — голова, а он и Берг — крылья Шёнберга) Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения, используя в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему «Путь к новой музыке» (изданы посмерно). Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки. В одной из лекций он отмечал: «…новая музыка — это музыка небывалая. В таком случае новой музыкой в равной мере является как то, что возникло тысячу лет назад, так и то, что существует сегодня, а именно: такая музыка, которая воспринимается как ещё никогда ранее не созданная, и не сказанная».
Для музыки Веберна характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке этого композитора с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.
Образный мир искусства Веберна сложен и непривычен. В основе его художественной системы — картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гете о развитии природных форм. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому «прекрасное есть символ прекрасно-доброго». 
Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: «Рондо (Дахштайн)», «снег и лед, кристально чистый воздух», вторая побочная тема — «цветы высокогорья», далее — «дети на льду и на снегу, свет, небо», в коде — «взгляд в высокогорье». Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих «разливов» и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более — показ будничных сторон действительности.
Помимо симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов, Веберн – автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый», музыкальных исследований и статей, в том числе посвященных собственной музыке. Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды — К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович.
В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шёнберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX века (творчество И. Стравинского, П. Булеза, К. Штокхаузена, Л. Ноно, Д. Лигети, Э. Денисова, А. Шнитке, С. Губайдулиной и др.). 

По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.