Изображения
Цвета
«…До изумительной высоты и глубины»
11 декабря 2023
11 декабря исполняется 220 лет со дня рождения Гектора Берлиоза, французского композитора, дирижера, музыкального критика. 

Фотопортрет Гектора Берлиоза,1863 г.


Гектор Берлиоз принадлежит к числу ярких представителей романтизма в музыке. Он вошел в историю как создатель романтической программной симфонии, что оказало глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Будучи новатором, он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.
Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новому, вполне самостоятельному пути. «Фантастическая симфония» (с подзаголовком «Эпизод из жизни артиста»), созданная Берлиозом в 1830 году, открывает новую эру программного романтического симфонизма, став шедевром мировой музыкальной культуры. Программа написана Берлиозом и основана она на факте биографии самого композитора — романтической истории его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон. Однако автобиографические мотивы в музыкальном обобщении приобретают значение общеромантической темы одиночества художника в современном мире и шире — темы «утраченных иллюзий». Для Берлиоза характерно глубокое понимании инструментов в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno).

Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Он много гастролировал за границей, с триумфом выступал в России (1847 г., 1867—1868 гг.), В 1847 году, будучи в России, он посвятил ранее сочинённую «Фантастическую симфонию» императору Николаю I. Выступления в качестве дирижёра в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — писал он после. М.И. Глинка называл Берлиоза «первым композитором нашего века». О петербургских концертах музыканта Н.А. Римский-Корсаков вспоминал: «Исполнение было прекрасное, обаяние знаменитой личности делало всё. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках…».
Берлиоз внёс важный вклад в развитие музыкально-критической мысли, обретя репутацию строгого и серьёзного критика. За годы публицистической деятельности им было написано множество статей и фельетонов, которые выходили почти ежедневно на протяжении более сорока лет (с 1823 г. по 1864 г.) в парижских газетах «Le Corsaire» (с 1823), «Le Correspondant» (с 1829), «La Gazette musicale de Paris» (с 1834), а также в «Le Journal des Débats». Говоря о высшем виде подражания, то есть подражания чувствам и страстям, Г. Берлиоз применил не только термин «выразительность», но ввел и новое понятие — «музыкальный образ». Центральное место в литературном наследии Берлиоза заняли Мемуары — автобиография композитора, написанная блестящим литературным слогом и дающая широкую панораму художественной и музыкальной жизни Парижа тех лет.
Огромным вкладом в музыкознание стал фундаментальный теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке и оркестровке» (1843, с приложением — «Дирижёр оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса. В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики, значительная часть книги представляет собой свободное выражение мыслей и художественных воззрений; нередко оно принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником. Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра — струнной, деревянной и медной — ради того, чтобы не допускать нивелировки тембров, которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р. Штраус к предисловию его «Трактата…» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники». Он применял редко используемые инструменты — красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочетания тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приёмы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний, Вагнер пишет: «Берлиоз довёл развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира…». Ж. Бизе в одном из писем настоятельно рекомендует трактат к изучению: «Это великолепный труд, vade mecum каждого композитора, пишущего для оркестра. — Он исключительно подробен, с массой примеров. Он необходим!».

По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.