Изображения
Цвета
«Титан» и «философ» русской музыки
21 марта 2024
«Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона,
 смелая, искренняя речь к людям... — вот моя закваска, 
вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться».
Из письма М. Мусоргского В. Стасову 
«Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!»
Из письма М. Мусоргского А. Голенищеву-Кутузову 


21 марта исполняется 185 лет со дня рождения русского композитора, члена «Могучей кучки» Модеста Петровича Мусоргского.


М. П. Мусоргский. Фото 1870 года

«Титан» и «философ» русской музыки – так называли Модеста Петровича Мусоргского – одного из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениального композитора, далеко опередившего свое время и оказавшего огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. 
Детские годы Мусоргский провел в помещичьей усадьбе в атмосфере патриархального крестьянского быта и впоследствии писал в «Автобиографической записке», что именно «ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций...». И не только импровизаций. Брат Филарет вспоминал впоследствии: «В отроческих и юношеских годах и уже в зрелом возрасте (Мусоргский. — прим. авт.) всегда относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью…».
Музыкальное дарование будущего композитора обнаружилось рано. На седьмом году, занимаясь под руководством матери, он уже играл на фортепиано несложные сочинения Ф. Листа. Однако в семье никто всерьез не помышлял о его музыкальном будущем. Согласно семейной традиции, его отвезли в Петербург: вначале в Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что «был удостоен особенно любезным вниманием... императора»; был желанным участником вечеринок, где ночи напролет разыгрывал польки и кадрили. Но в то же время внутренняя тяга к серьезному развитию побуждала его изучать иностранные языки, историю, литературу, искусство, брать уроки фортепианной игры у известного педагога А. Герке, посещать оперные спектакли, вопреки недовольству военного начальства.
После окончания Школы гвардейских подпрапорщиков Мусоргский был зачислен офицером в гвардейский Преображенский полк. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Однако знакомство зимой 1856-57 г. с А. Даргомыжским, Ц. Кюи, М. Балакиревым открыло иные пути, и постепенно назревавший духовный перелом наступил. Сам композитор писал об этом: «Сближение... с талантливым кружком музыкантов, постоянные беседы и завязавшиеся прочные связи с обширным кругом русских ученых и литераторов, каковы Влад. Ламанский, Тургенев, Костомаров, Григорович, Кавелин, Писемский, Шевченко и др., особенно возбудило мозговую деятельность молодого композитора и дало ей серьезное строго научное направление».
Невзирая на уговоры друзей и родных, он порвал с военной службой, подав прошение об отставке, чтобы ничто не отвлекало его от музыкальных занятий. Мусоргского обуревает «страшное, непреодолимое желание всезнания». Он изучает историю развития музыкального искусства, переигрывает в 4 руки с Балакиревым множество произведений Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, много читает, размышляет. Все это сопровождалось срывами, нервными кризисами, но в мучительном преодолении сомнений крепли творческие силы, выковывалась самобытная художественная индивидуальность, формировалась мировоззренческая позиция. Все больше привлекает Мусоргского жизнь простого народа. «Сколько свежих, нетронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько!», — пишет он в одном из писем.
Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Работа шла «взахлест», каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы «Царь Эдип» и «Саламбо». Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера «Женитьба» (1 акт 1868 г.), в которой под влиянием оперы А. Даргомыжского «Каменный гость» он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения «человеческой речи во всех ее тончайших изгибах». Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, подобно собратьям по «Могучей кучке», ряд симфонических произведений, среди которых – «Ночь на Лысой горе» (1867). Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 1860-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей «униженных и оскорбленных»: «Калистрат», «Гопак», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «По грибы». Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру («Я вот запримечу кой-каких народов, а потом, при случае, и тисну»), воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость.
Вершиной творчества Мусоргского 1860-х гг. стала опера «Борис Годунов» (на сюжет драмы А. Пушкина). Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Непривычным оказался и музыкальный язык, о котором сам Мусоргский писал: «Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии».
Еще в период работы над «Борисом Годуновым» он вынашивает замысел «Хованщины» и вскоре начинает собирать материалы для «Пугачевщины». Все это осуществлялось при активном участии В. Стасова, который в 1870-х гг. сблизился с Мусоргским и был одним из немногих, кто по-настоящему понимал серьезность творческих намерений композитора. 
Работа над «Хованщиной» протекала сложно – Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. Однако писал он интенсивно («Работа кипит!»), хотя и с большими перерывами, вызванными множеством причин. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Чиновничья служба (с 1868 г. Мусоргский состоял чиновником Лесного департамента Министерства государственных имуществ) оставляла для сочинения музыки лишь вечерние и ночные часы, а это приводило к сильнейшему переутомлению и все более продолжительным депрессиям. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической «Хованщиной» с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю). «Это хорошо, как экономия творческих сил, — писал Мусоргский». –  Два пудовика: "Борис" и "Хованщина" рядом могут придавить...». Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы – цикл «Картинки с выставки» (под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана), посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку: «Никто жарче Вас не грел меня во всех отношениях... никто яснее не указывал мне путь-дороженьку...».
Параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: «Детская» (1872, на собств. стихи), «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875-77 — оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.
Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что «будет драться до последней капли крови». Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку М. Глинки, «кучкистов», Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана, отрывки из своей оперы «Сорочинская ярмарка» и пишет знаменательные слова: «К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства!».
Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался в возрасте 42 лет, так и не успев завершить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку». Многие знают облик композитора по мрачному портрету кисти И. Репина. Картина была написана за 9 дней до смерти Мусоргского. На памятнике на могиле Мусоргского (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга) высечена музыкальная фраза из «Бориса Годунова» «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».
Драматична судьба композитора, сложна судьба его творческого наследия, но бессмертна слава Мусоргского, ибо «музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе – песнью о нем...» (Б. Асафьев).

 По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.