Изображения
Цвета
От напева без сопровождения до суперсимфонии
23 марта 2024
«Борис Тищенко – великий композитор, его имя ещё 
вернётся и на наши скрижали, и мировые скрижали».
Родион Щедрин

23 марта исполняется 85 лет со дня рождения Бориса Ивановича Тищенко – советского и российского композитора, народного артиста РСФСР. 



Тищенко – один из немногих композиторов, писавших во всех существующих жанрах – от напева без сопровождения до суперсимфонии. За свою плодотворную жизнь он написал 8 симфоний, 4 программных симфонии, хореосимфоническую циклиаду «Беатриче» (цикл из пяти симфоний для большого симфонического оркестра, музыкальное воплощение «Божественной комедии» Данте), балеты («Ярославна», «Двенадцать», «Муха-Цокотуха»), оперу «Краденое солнце», оперетту «Тараканище», «Реквием» на стихи А. Ахматовой, несколько вокальных циклов, 9 концертов для разных инструментальных составов, 11 фортепианных сонат, 4 сонаты для струнных инструментов соло, музыку к театральным постановкам и кинофильмам и многие другие произведения.
Борис Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию (1962-63), его учителями по композиции были В. Салманов, В. Волошин, О. Евлахов, в аспирантуре — Д. Шостакович, по фортепиано — А. Логовинский. 
Тищенко сложился как композитор очень рано — в 18 лет написал Скрипичный концерт, в 20 — Второй квартет, вошедшие в число лучших его сочинений. В его творчестве наиболее рельефно выделились народно-старинная линия и линия современной эмоциональной экспрессии.
По-новому освещая образы древнерусской истории и русского фольклора, композитор любуется колоритом архаики, стремится передать веками сложившееся народное миросозерцание (балет «Ярославна» — 1974, Третья симфония — 1966, части Второго (1959), Третьего квартетов (1970), Третьей фортепианной сонаты — 1965). Русская протяжная песня для Тищенко — и духовный, и эстетический идеал. Постижение глубинных пластов национальной культуры позволило композитору в Третьей симфонии создать новый тип музыкальной композиции — как бы «симфонию наигрышей»; где оркестровая ткань сплетается из реплик инструментов. Проникновенная музыка финала симфонии ассоциируется с образом стихотворения Н. Рубцова — «тихая моя родина». Примечательно, что древнее миросозерцание привлекло Тищенко также и в связи с культурой Востока, в частности благодаря изучению средневековой японской музыки «гагаку». Постигая специфические черты русского народного и древнего восточного миросозерцания, композитор выработал в своем стиле особый тип музыкального развития — медитативную статику, при которой изменения в характере музыки наступают очень медленно и постепенно (длительное соло виолончели в Первом виолончельном концерте — 1963).
С 1965 года Борис Тищенко работал преподавателем в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерватории, с 1986 года — профессор. С 1974 года до последних дней вел класс композиции, воспитал ряд известных композиторов.
Большое влияние на Бориса Тищенко оказало творчество Л. Бетховена, а также Ф. Шуберта, Г. Малера, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Важнейшим источником творческих открытий оказались неевропейские культуры — Индия, Китай, Япония и т. д., а также фольклор (в годы обучения в консерватории композитор принимал участие в фольклорных экспедициях). Наконец, нельзя не вспомнить о воздействии музыки композиторов ХХ века — прежде всего, Б. Бартока, А. Берга, С. Прокофьева, И. Стравинского и, конечно, учителей композитора — Г. Уствольской и Д. Шостаковича. Борис Тищенко нередко в качестве пианиста выступал с исполнением собственных сочинений. Среди других интерпретаторов его музыки Ю. Темирканов, В. Гергиев, М. Ростропович, Г. Рождественский.
Роль творческих контактов с Шостаковичем трудно переоценить, именно ему впоследствии композитор посвятил Третью и Пятую симфонии (последняя была написана после смерти Шостаковича). В 1963 году Тищенко по просьбе М. Ростроповича пишет Первый виолончельный концерт, который три года спустя завоевывает I премию на международном композиторском конкурсе «Пражская весна — 1966».
Первый концерт для виолончели с оркестром имеет особый замысел. «Нечто вроде письма к другу», — говорил о нем автор. В композиции осуществлен новый вид музыкального развития, подобный органическому росту растения из зерна. Концерт начинается с одиночного звука виолончели, который далее разрастается «отрогами, побегами». Словно сама собой рождается мелодия, становящаяся авторским монологом, «исповедью души». А вслед за повествовательным началом автор излагает бурную драму, с острой кульминацией, сменяющейся уходом в сферу просветленного размышления. «Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть», — говорил Шостакович. Как все композиторское творчество последних десятилетий XX в., музыка Тищенко эволюционирует к вокальности, которая восходит к первоистокам музыкального искусства.
О творчестве Бориса Тищенко пишет Михаил Бялик: «Нужно заметить, что в многогранном даровании Тищенко гармонически сосуществуют разнонаправленные, казалось бы, начала. Наряду со стремлением проникнуть в людскую психику, в сознание и особенно подсознание его всегда увлекало изображение звуками видимых предметов и явлений. Многие его коллеги пренебрежительно относились к программной музыке как к искусству низшего рода, он же в сочинениях разного жанра радостно предавался звукописи, добиваясь узнаваемости объектов и портретного сходства. Слушая музыкальную версию «Божественной комедии», восхищаясь мощью композиторского воображения, постоянно удивляешься: «Как, и это доступно музыке? И такие фантастические ландшафты, и такие затаенные свойства людской натуры способна она запечатлеть?» Вслед за классиками Борис Иванович подтвердил, что изобразительность в искусстве не исключает выразительности, а, напротив, усиливает ее».

По материалам belcanto.ru, philharmonia.spb.ru и других открытых информационных источников.