Изображения
Цвета
Королева фуг
04 мая 2024
«Для нее исполнение живое и естественное было гораздо важнее, 
нежели какие-то оригинальные мысли, пришедшие пианисту в голову».
Николай Луганский

4 мая исполняется 100 лет со дня рождения Татьяны Петровны Николаевой, советской и российской пианистки, композитора, педагога, общественного деятеля, народной артистки СССР.


Профессионализм Татьяны Николаевой в сочетании с ее личными качествами – удивительной добротой, глубиной души, королевской статью, горячим сердцем – сделали ее имя, одним из самых ярких в русской музыкальной культуре XX века. За время своей активной концертной деятельности, продолжавшейся почти полвека (с 1942 по 1993 годы) Татьяна Николаева сыграла около 3000 концертов, исполнив около 1000 произведений 74 авторов.
Палитра сочинений, исполняемых Татьяной Николаевой, необыкновенно широка. Сама она так определяла свой репертуар: «Вся мировая фортепианная литература, кроме Второго концерта Бартока». И действительно, практически невозможно вспомнить фортепианной сочинение, не прозвучавшее на выступлениях этой удивительной женщины.
Татьяна Николаева — представительница школы А. Б. Гольденвейзера. Традиции русской фортепианной школы были переданы ей «из первых рук». «Я целыми днями пропадала в его классе, — рассказывала Николаева, — тут было на редкость интересно. К Александру Борисовичу на его уроки заходили, бывало, такие музыканты, как Гедике, Ойстрах, Кнушевицкий, Фейнберг, Крутикова... Сама атмосфера, окружавшая нас, учеников большого мастера, как-то возвышала, облагораживала, заставляла со всей серьезностью относиться к работе, к себе, к искусству. Для меня это были годы разностороннего и быстрого развития». Сама Николаева так оценивала роль Гольденвейзера в своей судьбе: «Он научил меня не только играть на фортепиано, он научил меня жить, видеть жизнь во всех проявлениях».
В 1942 году Татьяна Николаева дает первый сольный концерт, а в 1945 году одерживает первую серьезную победу – получает первую премию на конкурсе филармонии, посвященном А. Скрябину, становится солисткой Московской филармонии. Через два года пианистка становится обладателем второй премии на пражском Первом Всемирном фестивале молодежи и студентов. В том же, 1947 году, заканчивает фортепианный факультет Московской консерватории с отличием, а три года спустя получает диплом композиторского факультета (в 1943–1950 годах изучала теорию композиции сначала у В. Я. Шебалина, затем — у Е. К. Голубева). Ее дипломная работа – Первый фортепианный концерт – принесла ей Государственную премию СССР.
Кульминацией конкурсных достижений Татьяны Николаевой стал Лейпциг: в 1950 году она выигрывает главный приз Международного конкурса имени И. С. Баха, после чего немецкая музыкальная пресса провозглашает её «королевой фуг». Она активно гастролирует. Широта её репертуара поражает воображение: всё клавирное творчество Баха, все фортепианные произведения Шостаковича, все сонаты Бетховена, а также его вариационные циклы, множество произведений Листа, Шопена, Прокофьева, Брамса, Равеля, Дебюсси… 
В репертуаре пианистки было более пятидесяти концертов для фортепиано с оркестром. Исполняя произведения так называемой «популярной классики», Николаева постоянно выучивала что-то необычное, новое, редко исполняемое или вовсе никому не известное. На ее афишах можно было увидеть такие имена как Метнер, Дютьйе, Фиала… Николаева стремилась открыть для себя и публики как можно больше новой музыки. Особенно ей хотелось помочь распространению новых сочинений советских композиторов. С. Прокофьев и Д. Шостакович звучали на ее выступлениях почти всегда, наряду с ними она исполняла пьесы Г. Попова и других советских композиторов, стала первой исполнительницей концертов Е. Голубева, своего консерваторского учителя по классу композиции.
Когда СССР посетил Игорь Стравинский, только Николаева смогла за считанные дни выучить и блестяще исполнить его Каприччио для фортепиано с оркестром, никогда прежде не исполнявшееся в Советском Союзе. Дмитрий Шостакович, Андрей Эшпай, Николай Крюков, Борис Лятошинский и другие композиторы-современники доверяли ей премьеры своих сочинений и посвящали ей свои произведения. Столь активная деятельность Николаевой удивляла окружающих. Её спрашивали, когда же она отдыхает, но пианистка отвечала, что от музыки она не устает.
В сезоне 1975-76 гг. профессор Николаева вместе со своими учениками Михаилом Петуховым, Сергеем Сенковым и Мариной Евсеевой впервые в Москве сыграла цикл из 12 клавирных концертов Баха для одного, двух, трех и четырех фортепиано с оркестром. Затем пианистка исполнила все 32 фортепианные сонаты Бетховена. Такие циклические программы вошли в практику пианистки. Она исполняет 24 прелюдии и фуги Шостаковича, 24 прелюдии Шопена, серию монографических концертов, посвященных творчеству Шопена, Шумана, Скрябина, Рахманинова, Шостаковича. «Мое увлечение циклами, – говорила пианистка, – это отнюдь не гигантомания, а возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять». Клавирный баховский цикл Николаева особо выделяет в своей творческой биографии: «...в нем слились мои исполнительские и педагогические замыслы».
За постоянную пропаганду шумановского наследия в 1971 году ей присудили Международную премию имени Шумана. Её третья запись «24 Прелюдий и фуг» Дмитрия Шостаковича в 1991 году принесла пианистке премию Gramophone в инструментальной категории.
Несмотря на насыщенный гастрольный график, Татьяна Николаева большое внимание уделяет композиторской деятельности. Её перу принадлежат два фортепианных концерта, «Полифоническая триада», вариации памяти Мясковского, 24 концертных этюда, симфония, оркестровая картина «Бородинское поле», струнный квартет, трио, скрипичная соната, поэма для виолончели с оркестром, камерно-вокальные произведения, музыка для театра и кино. Николаева является автором многих переложений для фортепиано, в числе которых можно выделить «Искусство фуги» Баха и прокофьевскую симфоническую сказку «Петя и волк». «Это, конечно, очень непросто — делить себя между творчеством и регулярной концертно-исполнительской практикой, — говорила Николаева. — Вспоминаю свою молодость, это был непрерывный труд, труд и труд... Летом я в основном сочиняла, зимнее время почти всецело отдавала роялю. Но как же много дало мне это сочетание двух видов деятельности! Уверена, что своими результатами в исполнительстве я в значительной мере обязана именно ему. Сочиняя, начинаешь понимать такие вещи в нашем деле, которые человеку не пишущему понять, пожалуй, не дано».
Художественный облик блистательной Татьяны Николаевой Григорий Михайлович Коган определял так: «…сильная, впечатляющая исполнительская индивидуальность, в игре которой высокая культура и точное мастерство сочетаются со свободой и артистичностью художественного выражения. В этих творческих приобретениях Николаевой-пианистки чувствуется благотворное влияние не только большого исполнительского труда и опыта, но и других сторон ее деятельности: Николаева, как известно, также одаренный композитор».
Обширна и общественная деятельность Татьяны Николаевой. Ее избирали депутатом Московского горсовета и членом Советского комитета защиты мира, она была вице-председателем Ассоциации дружбы со странами Латинской Америки, членом Шведской королевской музыкальной академии и Кёльнской консерватории, работала в Союзе композиторов СССР, в редакционном совете издательства «Советский композитор», в жюри многих международных конкурсов, опубликовала немало статей в прессе.
Много сил Татьяна Николаева отдала педагогике. С 1959 года она преподавала в Московской консерватории (с 1965 — профессор, с 1985 — заведующая кафедрой специального фортепиано). Все ученики Татьяны Петровны вспоминают, как она помогала им набираться слушательского опыта, привозила пластинки из заграничных поездок, устраивала у себя дома вечера с их прослушиванием. Николаева очень часто выступала в ансамблях со своими учениками. Многие признаются, что ее присутствие рядом сразу снимало волнение перед сценой. Доброжелательность Татьяны Петровны помогала ее воспитанникам настроиться на рабочий лад, вжиться в исполняемую музыку, получить удовольствие от собственной игры и заразить слушателей своей энергетикой. Как говорят её ученики, она относилась к ним по-матерински, старалась их продвигать, способствовать не только их профессиональному обучению, но и карьере. Среди её знаменитых выпускников – Николай Луганский, Антон Батагов, Марина Евсеева, Михаил Петухов и многие другие.
Татьяна Николаева делилась своими мыслями о педагогике: «Иногда думают, что достаточно подготовить молодого музыканта к очередному конкурсу, обеспечить эффектное выступление на нем, — и делу конец. Если бы так... Как, каким образом добиться, чтобы дарование ученика после конкурсного триумфа — а масштабы последнего обычно переоцениваются — не потускнело, не потеряло прежнего размаха, не стало трафаретным? Вот в чем вопрос. И по-моему, один из самых злободневных в современной музыкальной педагогике». 

По материалам www.belcanto.ru, muzcentrum.ru, propianino.ru и других открытых информационных источников.